Fotosalon3x4.ru

Фотожурнал про Счастье
110 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шахматная викторина для детей вопросы

Конспект занятия «Шахматная викторина»

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

1. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

2. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

Объявляется соревнование, за правильно выбранное задание, дается пешка (солдат). У кого их будет больше всех, тот у нас будет королем или королевой.

1. Вопрос – ответ (шахматная доска)

— Как называются клеточки на шахматной доске?

— Каких полей больше черных или белых.

— Сколько полей в одном ряду по горизонтали, вертикали?

3. Вопрос – ответ (шахматные фигуры)

— Как ходит ладья?

— Как ходит пешка?

— Какой бывает слон?

— Какая самая сильная фигура?

— Какая самая главная фигура? Почему?

4. Игра «Что изменилось»: на доске — 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

5. Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.

6. Игра «Волшебный мешочек»

7. Подведение итогов

Тема занятия: «Я приглашаю Вас в свой шахматный мир»

Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, компьютерных технологий в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимание, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, патриотические чувства к своей малой Родине.

Оборудование: карандаши, раздаточный и демонстрационный дидактический материал (магнитная доска с шахматными фигурами, рисунки с изображением шахматных фигур, листы формата А 4 с изображением шахматной доски и карты для сюрпризного момента), мешочек для игры, стаунтоновские шахматные фигуры, компьютерные презентации, жетоны для поощрения детей, сундучок с призами, рекламные буклеты, бейджи, костюмы по шахматной тематике для каждого ребёнка.

Организационный момент. (4 мин.)

– Здравствуйте ребята, меня зовут ______________, я – тренер — преподаватель ДЮСШ “Белая ладья”. Тема нашего занятия “ Я приглашаю Вас в свой шахматный мир”.

Сегодня вы находитесь в одном из уникальнейших шахматных дворцов России, единственном на Кубани! Открыт он был 30 лет назад 10 января 1981 г.

На открытии присутствовали известные люди: летчик-космонавт СССР дважды герой Советского Союза Севастьянов Виталий Иванович, 9-ый чемпион мира по шахматам Тигран Вартанович Петросян, Сергей Федорович Медунов I секретарь Краснодарского Крайкома партии и многие другие. В шахматных боях, в стенах этого дворца участвовал Владимир Крамник – 14 чемпион мира по шахматам, наш знаменитый земляк из города Туапсе.

2. Основная часть. (30 мин.)

– Это не простое здание, а сказочное королевство, в котором много интересного и загадочного. Где вы познакомитесь с шахматной доской и шахматными фигурами. Мы уже одеты в костюмы жителей шахматного королевства.

– Его нельзя найти ни на одной географической карте. Как вы, конечно, догадались, оно расположено на шахматной доске.

(Демонстрация на магнитной доске)

– Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигурки располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные сражения.

– Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.

– Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.

– По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства.

– Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.

– По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.

– Коней узнать легко.

– Рядом с конями стоят слоны.

– В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.

– Но прежде, чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнем. Встаньте возле своих мест. На экране монитора компьютера будут двигаться фигурки. А мы будем за ними повторять движения. Итак, начали.

Физминутка “Ромашковое поле”

– Ой, ребята, а у меня на столе лежит письмо. Интересно, а кто же нам его прислал?

-Друзья! Помогите! Я в беде! Мне нужно разгадать загадки, чтобы попасть в шахматное королевство. Заранее благодарен. Незнайка.

– Ну что, ребята, поможем Незнайке?

– За правильные ответы вы будете получать волшебные жетоны. А в конце мы подведем итоги и определим, кто же станет будущим гроссмейстером. Но, главное условие: нужно поднимать руку и не выкрикивать с места.

(Компьютерная презентация шахматных фигур.

Вручение жетонов за правильные ответы)

Читать еще:  Что где когда викторина

Через поле пройдет

Вперёд и назад ходит браво,

Помчится налево, направо.

Ту фигуру знаю я, ведь зовут её . ( ладья)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Скоро бой. И ждет войска

– Молодцы, ребята! Мы правильно ответили и помогли Незнайке попасть в Шахматное королевство. Попрощаемся с ним.

– А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек» (Вначале тренер достает шахматную фигуру)

– Ребята, как вы думаете, как называется эта фигура? (название шахматной фигуры)

(Дети по очереди подходят к тренеру и достают фигуры из мешка.

Остальные отвечают. Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе. За каждый правильный ответ детям вручается жетон.) 5 фигур.

– А сейчас обратите внимание на столы, за которыми вы сидите. Что вы видите на них? (ответы детей)

– Совершенно верно это ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

– Для вас я приготовил еще одно интересное задание, кто быстрее и правильно заштрихует шахматные поля. (Раздать листы с заданием, первым трем вручить жетоны).

(Пока дети рисуют, тренер кладет в мешочек карту-схему для поиска клада)

– Выполнили? Молодцы. Кто не успел, дорисуете дома.

– Ребята, а у нас в мешочке что-то еще есть. Что здесь?

– Это карта, на которой отмечен клад. Хотите найти его в шахматном королевстве? Тогда в путь.

Под песенку Г. Гладкова “Вышел тигр погулять”

дети за тренером идут искать клад по карте.

НАХОДЯТ КЛАД (сундучок с монетами).

– Ну вот, мы с вами выполнили все задания, преодолели все преграды, узнали много нового. И за это получили приз – клад. Забираем его с собой.

– К сожалению, наше время в шахматном королевстве истекло и нам пора возвращаться в класс. Давайте отправимся в обратный путь.

Под песенку Г. Гладкова “Вышел тигр погулять”

дети возвращаются на свои места

4. Подведение итогов (за правильные ответы вручаются жетоны). 6 мин.

– А теперь рассаживайтесь на свои места, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии:

Рожь на нем не колосится,

Не растет на нем пшеница,

Слон и конь резвятся вволю,

– Каких полей больше: белых или черных?

– Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

– Перечислите все шахматные фигуры.

– А теперь сосчитайте свои жетоны, и мы узнаем имя будущего гроссмейстера.

– Давайте поздравим его! (Дети аплодируют)

– Молодцы ребята, а сейчас каждый из вас получит заслуженную награду из нашего клада.

(Вручение сладких призов-монет)

– Вам понравилось наше путешествие?

– Вам хотелось бы еще раз увидеть необычную страну?

– Вот вам пригласительный билет на следующий круиз, и каждый, кто захочет, может учиться в нашей школе. Мы вам будем очень рады! До свидания ребята!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА “БЕЛАЯ ЛАДЬЯ”

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Шахматная викторина для детей вопросы

Викторина по шахматам для детей старшего дошкольного возраста

Составила воспитатель по обучению детей игре в шахматы: Голозубова Татьяна Тимофеевна

Цель: Формирование здорового образа жизни детей, популяризации шахмат.

Задачи: Привлекать детей к систематическим занятиям по шахматам. Содействовать интеллектуальному развитию детей, выявление юных талантов.

Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольников через решения шахматной викторины. Быть продвинутыми в области шахмат.

Воспитывать организованность, волю, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Ход. Дети торжественно входят в зал. Педагог приветствует детей. Дети читают стихи о шахматах. Настрой детей на викторину.

1 ребенок: И только мудрость шахмат даст ответ
Твоей душе на множество вопросов,
Ведь «игрока» средь шахматистов нет,
А есть боец, художник и философ.

2 ребенок: Вся в квадратах — белых, черных —
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных —
Деревянные войска.

3 ребенок: Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют —
Гениальная игра!

4 ребенок: Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно — белый этот край.

Педагог вынимает вопросы из «волшебной» шкатулки. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку (плоскую шахматную фигуру).

Вопросы по шахматной викторине.

  1. Назови все шахматные фигуры.
  2. На каких полях ничего не растет?
  3. В каких клетках не держат зверей?
  4. Как называется игровое шахматное поле.
  5. Как обозначаются поля на шахматной доске.
  6. Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры.
  7. Как ходит пешка (слон, конь, ладья, ферзь, король).
  8. Какую страну считают родиной шахмат.
  9. Самый умный вид спорта — это…
  10. В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена.
  11. Не только поисковая, геологоразведочная, политическая, оперная, но и шахматная.

А сейчас шахматная разминка. Дети делятся на две команды. На одинаковом расстоянии ставятся две магнитные шахматные доски. По сигналу ведущего дети подбегают, берут шахматную фигуру и ставят на свои поля, затем бегом возвращаются в свою команду. Чья команда быстрее расставит фигуры, та и победила.

Читать еще:  Викторина для 7 класса

Педагог: Ну вот и провели разминку, продолжаем нашу викторину.

12. Не только первое выступление артиста на сцене, но и начальная стадия шахматной и шашечной партии (дебют)

13. Леша выиграл 2 партии. Валя проиграл 2 партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно?

14. Какой шахматной фигуре можно объявить шах…

15. Какая шахматная фигура носит название непарнокопытного животного?

16. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?

17. Фигуры, какого цвета в начале шахматной партии находятся на восьмой горизонтали?

18. Первым ходом даже гроссмейстер может сдвинуть с места только пешку и эту фигуру. Какую?

19. Сколько клеток насчитывается на самой короткой диагонали шахматной доски.

20. Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры

21. Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии?

22. Хранитель шахматных диагоналей — это…

Педагог подсчитывает фишки. Объявляет и награждает победителей.

Интеллектуальная игра «Своя игра» по шахматам

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Повторить и закрепить знания по курсу “Шахматы” о тактике и стратегии игры, ключевые термины.
  • Развивать мыслительную деятельность детей, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
  • Вырабатывать у подростков настойчивость, выдержку, волю, спокойствие в ходе игры.

Формы работы: коллективная.

Оборудование:

  • ПК, проектор
  • интерактивная доска
  • презентация PowerPoint с заданиями
  • листы с заданиями конкурсов для команд
  • бланк для жюри
  • листы ответов для жюри

Oформление доски: название мероприятия, эпиграф “Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд”. Владимир Путин

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня у нас необычный день. Мы проводим Интеллектуальную игру “Своя игра”. Встречаются две команды. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.

Представление команд (представляют капитаны).

  • Команда “Почему?”. Наша команда называется “Почему?”. В ней играют . Мы пойдем под лозунгом “Не оставляй загадку без разгадки, вопрос без ответа”!
  • Команда “Отчего?” Наша команда называется “Отчего?”. А в нашей команде играют. Мы пойдем под лозунгом “Береги каждую минуту, старайся узнать что-то новое”.

2. Знакомство с ходом и содержанием занятия

“Своя игра” — излюбленная игра и младших, и старших школьников.

Главная цель — ответить на вопросы и набрать большее количество балов.

В эту игру играет 2 команды. Игровое поле — одно для всех команд. Команды получают игровое поле с темами и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса увеличивается и сложность задания).

Участникам необходимо по очереди выбирают тему и цену вопроса. Ведущий открывает указанный квадратик. На обдумывание ответа — 10 с. Если ответ правильный, команда набирает балы и ход переходит следующей команде. Игра завершается после того, как участники ответят на все вопросы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

3. Основная часть

Азбука шахмат

10

Слово по-персидски взял,
К нему другое приписал
Да прибавил букву “Ы”.
Как название игры? (шахматы)

64 близнеца
На два лица:
Половина белых,
Половина чёрных.
Что это? (клетки, поля шахматного поля)

20

Дважды шагает однажды и то вначале.
Самая слабая, а всем фигурам – мерило.
Силу если их сложить,
Можно восемь получить.
Что за птица в ферзи стремиться?
Кто никогда назад не ходит? (пешка)

В какую фигуру пешка не может превратиться?(Ферзь)

30

Cами одного цвета, а дороги их – разного. Что это?(Слоны)

Вот так фигура: любые преграды ей нипочём.
Что такое: “хитраста”, “глазаста”, “гриваста”, “копытаста”?(Конь)

40

Какая фигура сильнее всех?
Фигура эта так сильна,
потерять её — беда.
Скорей всего потеря эта –
Конец игре, тут песня спета.

50

В начале игры углы сторожат.
От мощи тяжёлой их в войске дрожат. (Ладья)

О правилах

10

20

Что за конечная цель: обе стороны о ней мечтают, а достигает лишь одна и то не всегда? (Мат.)

Что такое пат? (Ничья

30

40

А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

– первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
– вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.

50

Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).

“Блиц опрос”

10

Каких клеток больше, черных или белых?(равное кол-во)

20

Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

30

Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

40

Между какими фигурами стоит конь в начале игры?( Ладья, слон)

50

Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь.)

Загадки

10

Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь. (Мат)

20

Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен. (Шах)

30

Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -. (Король)

40

Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют. (Рокировка)

50

Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный. (Пат)

Угадай фигуру

10

20

Назовите дату Международного дня шахмат?

30

Назовите дату Всекузбасского дня шахмат?

40

50

Знаешь ли ты чемпионов? Кто есть кто?

1. Михаил Нехемьевич Таль

2. Анатомлий Евгемньевич Камрпов

3. Каспаров Гарри Кимович

5. Подведение итогов. Награждение участников.

  • какие трудности возникли в ходе работы?
  • что было проще выполнять?
  • какой вопрос наиболее интересен вам? (при подведении итогов игры)

Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!

Всем спасибо! Увидимся на следующем занятии.

Список литературы для педагога

  1. Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель: учебное пособие [Текст] / / Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.
  2. Винокурова Я.Г. Знакомьтесь – шахматы: учеб. пособие [Текст] /Я.Г. М. Владимиров. –М: Просвещение, 2003.– 82 с.
  3. Владимиров Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников [Текст] / Н.К. Винокуров.- М: Просвещение, 2008.– 102 с.
  4. Максаков А.И. Учите играя: учебное пособие [Текст ] / А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.
  5. Пожарский В.В. 1000 шахматных задач: учебное пособие [Текст] /В.В. Пожарский. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: учебное пособие [Текст]/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство АСТ, 2005. – 44 с.
  7. Сухин И.Г. удивительные приключения в шахматной стране: занимательное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ И.Г. Сухин. – ростов-н/Д : Феникс, 2004. – 320 с.

Викторина «Что ты знаешь о шахматах?»

«Что ты знаешь о шахматах»

Научиться играть в шахматы — легко,

но трудно научить играть хорошо.

Подготовка и организация викторины

Данная викторина командная и разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, за не правильный ответ — 0 баллов.

Длительность викторины 30-35 минут.

Цель: определить уровень знаний детей о шахматной игре.

Материалы: Бочонки с номерами, конверты с вопросами по теории и задания по практике игры.

Педагог: Сегодня, у нас будет проходит викторина «Что ты знаешь о шахматах». На этой викторине мы вспомним, что мы знаем о шахматной игре. Сейчас мы разделимся на две команды (детям раздаются эмблемы команд).

Как будет проходить викторина? В начале будет разминка, т.е. вы будете отгадывать загадки о шахматах. Затем вы будете отвечать на вопросы. Чтобы узнать какой будет вопрос, вы по очереди достаете из коробки бочонок с номером, потом берете конверт с этим номеров, там будет лежать вопрос. Я зачитываю вам вопрос, а вы будете отвечать на него четко и полно. И так, каждый участник команды.

За каждый правильный ответ вы получите 1 балл (педагог выставляет кружок кружок на доске под эмблемой команды).

После ответов на все вопросы и задания по теории шахмат, педагог вместе с детьми подсчитывает баллы и подводит итоги викторины.

Контрольные вопросы и практические задания к викторине

Что ты знаешь о шахматах”

Что такое МАТ? (Шах королю, и он не может спастись от шаха).

Каких знаменитых шахматистов ты знаешь? (А.М. Чичорин, Р. Капабланка, Л. Алехин, Г. Каспаров, А. Карпов и др.).

Во сколько очков оценивается ладья, слон, ферзь? (5, 3, 9).

На каком расстоянии могут сблизиться короли? (Одна клетка).

С чем сравнивается ход коня? (С буквой – Г).

Как бьет пешка? (Впереди себя, наискосок).

Какая фигура может перескакивать как через свои фигуры, так и через фигуры противника? (Конь).

8. Как называется результат беспроигрышной партии? (Ничья).

9. Что такое рокировка? (Это ход двумя фигурами одновременно).

10. Что такое шах королю? (Это такая позиция, когда любая фигура противника объявляет бой королю).

Цель шахматного боя? (Поставить МАТ королю противника).

Король главная фигура в игре или сильная? (Главная).

Какая фигура может превратиться в другую любую фигуру и как? (Пешка).

Что такое шахматное поле? (Это квадратная клеточка белого или черного цвета на шахматной доске).

Может ли пешка перейти с белого поля на черное? (Да).

Сколько на шахматной доске всего слонов? (4).

Может ли ферзь ходить как слон? (Да).

Назвать поле, где стоит данная фигура (Задание на демонстрационной доске).

Исправь ошибку в расстановке фигур на доске.

Назови место расположения пешки, которая может пройти Ферзя (Задание на демонстрационной доске).

Назови фигуру, которая поставила шах королю противника и ее месторасположения на доске (Задание на демонстрационной доске).

Поставлен ли мат королю противника или нет. Объясни ситуацию. (Задание на демонстрационной доске).

Назови фигуру и ее месторасположения, которая сделала “вилку”.

Загадки о шахматах

1. Стою на самом краю, 2. Я силой и мощью своей

Путь откроют – пойду. Лишь по прямым полям

Только прямо хожу, И линиям прокладываю путь.

Как зовут, не скажу. И горе тем, кто на пути моем

(Ладья) Пытается “вздремнуть”.

3. Не живет в зверинце, 4. Когда мы станем в строй,

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector