Fotosalon3x4.ru

Фотожурнал про Счастье
33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этнографическая викторина для детей с картинками

Этнографическая викторина «В поисках сокровищ»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Kazan.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект внеклассного мероприятия

«В поисках сокровищ…»

(этнографическая игра-викторина, посвящённая столице Татарстана)

учитель начальных классов

Александрова Елена Александровна

Цель:1. Обобщить знания детей о памятниках истории и архитектуры города Казани

2. Развивать устную речь, внимание, кругозор детей

3. Воспитывать любовь к Родине

Оборудование: названия команд, жетоны с буквами, изображение Кремля, башни Сююмбике, Спасской башни, улицы Баумана, памятника Г.Тукаю, озера Кабан, три платка, конфеты, яблоко, печенье, духи, чеснок, лук, три любых предмета, три фотографии, А. Алиш, М.Джалиль, Казанский вокзал, герб Казани, тюбетейка, чак-чак, фото президента.

Участники: дети 4 класса

1.Беседа о правилах игры

2. Кабинет пяти чувств

3. Разминка «Казанские слова»

Вед: Мы с вами сегодня отправимся на поиски сокровищ.(слайд№1) Искать мы будем ханские сокровища. Сейчас нам надо разделиться на три команды.

На протяжении всего поиска вы должны набрать как можно больше жетонов. Клад достанется той команде, у которой будет большее количество жетонов. На каждом жетоне изображена буква. Эта буква даёт подсказку в ответах, т.е. ответом будет слово, начинающееся на эту букву.

Чтобы узнать куда лежит наша дорога, где мы будем, искать сокровища, вы должны разгадать шараду.

Котёл когда-то звали так

Как прозвучат моих два слога.

Добавить стоит мягкий знак-

И приведёт ко мне дорога. (Казань)

Правильно, речь пойдёт о Казани.(слайд №2) Искать мы будем ханские сокровища.

— А вы знаете почему Казань назвали Казанью?

Одна из древних легенд гласит, что слуга булгарского царевича Алтын Бека, чудом избежавшего плена завоевателей монголов, укрывшегося с небольшим отрядом на севере, отправился от места стоянки к берегу небольшой речки за водой и нечаянно уронил золотой котёл ( по татарски котёл- казан). Поэтому люди решили назвать речку-Казанкой, а город основанный ими на этом месте Казанью.

— Чтобы отправиться в поиски за кладм надо узнать какие вы кладоискатели. Отправимся в «Кабинет пяти чувств».

Выходят по одному представителю от команды.

Проверка вкуса (завязать глаза и дать попробовать конфету, яблоко, печенье)

Проверка обоняния( завязать глаза и дать понюхать духи, чеснок, хлеб)

Проверка осязания (определить предмет на ощупь)

Проверка зрения (с расстояния 2-3 метров определить, что изображено на фотографии)

Проверка слуха (шёпотом произнести слова: сокровища, клад, находка)

Вед6 Ребята, вот мы и выяснили, что все вы асы своего дела. Отправляемся в путешествие. Начнём с разминки .

(По очереди из мешочка достаются жетоны с буквами. Буква это подсказка (по 3 вопроса))

А — Назовите татарского детского писателя, написавшего сказку «Болтливая утка» (А.Алиш) (Слайд №3)

В- Назовите самую большую реку протекающую по территории Республики Татарстан (Волга) (Слайд №4)

Д — Какому татарскому поэту на площади 1 мая стоит монумент? (М.Джалиль) (Слайд №5)

Ж — Где в Казани встречают и провожают поезда? (Железнодорожный вокзал) (Слайд №6)

З — Кто украшал герб Волжской Булгарии ещё в домонгольские времена, символизирующий мудрость, силу, бессмертие? (Змей) (Слайд №7)

Т – Какой головной убор принято дарить гостям Республики Татарстан? (Тюбетейку)(Слайд№8)

Ч- Каким национальным блюдом встречают гостей Казани?(Чак-чак) (Слайд №9)

М — Назовите фамилию президента Татарстана.(Р.Минниханов) (Слайд №10)

М- Помещение, в которое мусульмане ходят молиться (мечеть) (Слайд №11)

Вед: Отправляемся на поиски сокровищ. Ответив на вопрос, вы узнаете, откуда начнётся наше путешествие.

Вопрос первой команде. Жетон с буквой К.

Что называют колыбелью Казани? (Кремль) (Слайд №12)

(В центральной части города расположен Кремль. Слово Кремль означает городская крепость. С Кремля началась Казань. Многое могут поведать стены Кремля. Были они сосновыми, а с середины 16 века стали каменными. Кремль страдал от пожаров, нашествий ханов, его брали штурмом войска Ивана Грозного. Но он выдержал всё и предстал перед нами во всей красе.

Вопрос второй команде . Жетон с буквой С

Мы с вами оказались в исходной точке нашего путешествия. Она находится рядом с архитектурным памятником, который построен за 7 дней. Силуэт этой башни мы видели на сувенирах, открытках, с ней связано много легенд. Она является символом Казани.(башня Сююмбике) (Слайд №13)

(Название памятника связано с именем царицы жившей в 16 веке. Иван Грозный, услышав о красоте казанской царицы Сююмбике, предложил стать ей его женой. Она отказалась. Тогда он пошёл войной на Казань и захватил город. Царица Сююмбике поставила ему условие: «Она выйдет за него замуж, если в семь дней он построит самую высокую башню в городе. Царь приказал своим строителям под страхом смерти, выполнить желание Сююмбике. В первый день построили первый ярус, во второй — второй и т.д. К исходу 7 дней башня была построена. Начался свадебный пир. Царица попросила позволенья подняться на верхний ярус посмотреть город. Поднялась она, попрощалась с народом и бросилась вниз, на острые камни)

Вопрос третьей команде. Жетон с буквой С

Ребята, вы замечательные кладоискатели и хорошо знаете Казань. В какую сторону нам надо двигаться дальше, вы узнаете ответив на следующий вопрос.

-На какой башне казанского Кремля находятся часы?(Спасской) (Слайд №14)

(Башня возведена из известкового камня, на лицевой стороне, специальной нише, раньше выставлялся огромный образ Христа – Спасителя. Отсюда и возникло её название. В 18 веке на Спасской башне были установлены необычные часы: их циферблат вращался вокруг неподвижной стрелки. Сейчас часы работают на электричестве)

Вопрос первой команде . Жетон с буквой Б .

Наш путь ведёт к улице. По этой улице прошли первые трамваи в Казани. Раньше она называлась Большая Проломная. (Баумана) (Слайд №15)

Вопрос второй команде . Жетон с буквой Т .

Какой же следующий ориентир?

В Казани более 750 памятников истории и архитектуры. Определите о каком памятнике идёт речь? Этот памятник поэту и сказочнику написавшему такие поизведения как «Шурале», «Водяная» (Г.Тукай) (Слайд №16)

Вопрос третьей команде . Жетон с буквой К

В поэме «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» Г.Тукай даёт подсказку всем кладоискателям, указывая, где могут быть спрятаны ханские сокровища.

Коль пришлось уж к слову, дно я покажу.

О подводных тайнах вкратце расскажу.

Медные деревни там увидишь ты,

Города из злата -дивной красоты.

В царстве змей стоглавых стережёт вода,

Мраморных оленей резвые стада.

В дни, когда тут были из Москвы войска

И в Казань палили из Москвы войска,

Ханы и визири, прежде чем удрать,

Всё добро успели в воду побросать,

Золото, рубины, жемчуг, серебро,

Чтобы не досталось людям их добро.

Теперь для вас, кладоискатели, такой вопрос. Я буду перечислять слова, а вы должны исключить из них лишнее слово. Это лишнее слово-ключ к сокровищам. Вот эти слова:

Волга, Кама, Кабан, Свияга, Казанка (Кабан-озеро ) (Слайд №17)

Ключ к сокровищам слово «Кабан». А почему? Все перечисленные слова -это названия рек, а Кабан – озеро. В Казани есть три озера кабан: Верхний Кабан, Средний Кабан, Ближний Кабан. Озеро Кабан – это наша национальная святыня. Вокруг озера водилось когда – то несметное количество животных, птиц. До середины 16 века окрестности озера считались ханскими охотничьими угодьями. До нас дошли преданья о холодных ключах, коварных водоворотах, подводных течениях. Эта особенность породила множество легенд о всякой нечисти, обитавшей на дне.

Вот и добрались мы с вами, ребята до места захоронения ханских сокровищ. Клад с золотыми монетами достаётся команде, набравшей наибольшее количество очков.(Открывается сундучок с конфетами)

Интеллектуально-творческая игра-викторина «Знатоки народной культуры России и истории родного края»

Ольга Байрак
Интеллектуально-творческая игра-викторина «Знатоки народной культуры России и истории родного края»

«Уметь воспитывать детей — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)

Во многом эти знания нам даёт народное творчество — вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Мы, педагоги должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине. Родина – для нас, это не только то место, где мы родились и выросли. Родина – это прежде всего любовь и бережное отношение к родному краю, к Югорской земле. Любовь – это уважение и почет того народа с кем ты рядом живешь, знание его культуры и традиций. А научить детей любить свой родной край, познакомить с творчеством наших предков сможет педагог.

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир сидим мы в одиночку

В уголках своих домов, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить нам без традиций!

Их нам надо возродить!

К путешествию в старину

Мы вас всех приглашаем-

Об обычаях, традициях предков

Сегодня мы много узнаем.

Предлагаем вам принять участие в интеллектуальной игре-викторине «Знатоки народной культуры России и истории родного края». Мы сегодня узнаем, действительно ли хорошо знаем народную культуру.

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды (по 5 человек)

выбор команд по ленточкам

Следить за правильностью ответов и оценивать команды будет справедливое жюри,в которое входят:

Пожарницкая Наталья Анатольевна

Чапаева Марина Николаевна

Команде за правильный ответ присуждается 1 флажок

1-ый конкурс: «Дело мастера боится». Наши предки были очень трудолюбивы, и помогали им в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вы должны назвать орудие труда и рассказать, как оно использовалось.

(На слайде предметы: коромысло, ухват, прялка)

(остроги — орудие для ловли рыбы, тынзян — веревка,которой ловят за рога оленя, хорей — длинная палка, которой погоняют оленей)

2-ой конкурс: «Коротко, да ясно»

Команды должны объяснить значение слов (по 5 слов для каждой команды)

Нарты — хантыйские сани

Томран — губной музыкальный инструмент

Малица — мужская одежда без застежек, но с капюшоном

Лабаз — небольшая постройка для хранения одежды, продуктов

Тарантас — четырёхколёсная конная повозка

Жалейка-дудочка из ивовой коры.

Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.

Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.

3-ий конкурс: «Пословица недаром молвится» «Пословица- цвет народного ума» — считал Владимир Иванович Даль. Пословицы и поговорки — мудрость, присущая всем народам мира,передаваемая от поколения к поколению Задание для команд: продолжите пословицу

-Волка ноги кормят, человека – руки

— Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому — маленькая тяжела.

— Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут.

— Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

— Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.

— Чужим умом жить — добра не нажить.

4-ый конкурс: «Мир без музыки, что птица без крыльев». Музыка родилась вместе с человеком, она сопровождает людей постоянно. Музыка — это символ жизни, она возвращает нас к истокам, к природе.

Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Музыкальные сестренки. (деревянные ложки)

Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

Ударный инструмент, один из главных шаманских атрибутов? (бубен)

Струнный смычковый музыкальный инструмент народов ханты и манси? (смычковая лютня)

Струнный щипковый музыкальный инструмент народов ханты и манси? (дощатая цИтра)

5-ый конкурс: «Умелые руки не знают скуки» В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы визитной карточкой самобытной культуры, ее исторического пути. Вашей команде предстоит отгадать, о каком художественном промысле русского народа пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела —

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3) Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкие игрушки.)

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

«Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймешь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб. «

6-ой конкурс: «Всякая душа празднику рада» Праздник – душа народа. Он издавна являлся неотъемлемой частью его духовной жизни, это важнейший элемент традиционной народной культуры.

1. У народов ханты и манси считалось, что в этот день птица приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь, детей. Какой это праздник? Когда его отмечают и какая это птица (Вороний день? 7 апреля.)

2. Это самый любимый праздник ханты и манси, когда успешная охота на этого животного сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Какое это животное и как называется праздник? Когда отмечают медвежий праздник (Зимой)

3. Это весенний праздник народа манси. Птица у этого народа считается вестником Большого света и Красной весны. В день праздника на площади ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурками птицы из теста. Ритуал проводит самая старшая женщина. Как называется этот праздник? (Праздник Трясогузки)

1. Когда крестьяне пекли изделия из теста в виде птицы? Какую птицу пекли крестьяне? (Жаворонок, весной 22 марта в день весеннего равноденствия.)

2. В этот день по русским обычаям считалось, что вода избавляет от всего злого, вредного, нечистого. Затем разводили костры, устраивали хороводы. Собирали лечебные растения. Искали заветный цветок. Что это за праздник и как называется заветный цветок? (папоротник, который цвел в эту ночь всего три минуты и на нем распускалось три цветка, день 7 июля называют Иван Купала)

3. Этот праздник для богатых и бедных, взрослых и детей. Веселый, озорной, разухабистый, разгульный!Говорили: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду.»На улицах все дни устраивались всевозможные забавы: катание с ледяных гор, на тройках, «битвы» снежками, взятие снежных городков, кулачные бои, гулянья с песнями, плясками, веселые процессии ряженых с соломенным чучелом. (Масленица)

Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Этнографическая игра

Этнографическая игра для 6 класса;способствуе усилению познавательного интереса к русским национальным ососбенностям и традициям.

Содержимое разработки

Этнографическая игра для 6 класса

«Загадки русской истории »

— образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль человека в истории;

-развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного периода: комплексный анализ, историческое мышление;

— воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны.

Задачи:. Усиление интереса к истории нашей Родины, понимание закономерностей, связь их с современностью.
Развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.

Оборудование:. Музыкальное сопровождение, русские пословицы, иллюстрации, по содержанию игры карточки ,презентация.

Участники: команды по 6 человек из 6 класса, болельщики-наблюдатели.

Блиц конкурс(2 балла -быстрый ответ,1 балл-с подсказкой)

1. Когда бывает Вербное Воскресенье: а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.

2. Какой из перечисленных праздников является языческим: а) Рождество; б) Масленица; в) Троица; г) Духов день.

3. Кто такая кикимора? а) лесная ночная птица; б) лягушка на болоте; в) фантастическое существо — обитатель болота; г) большой черный таракан.

4. Вечерницы — это: а) вечерние зарницы; б) вечерние дойки; в) вечерние посиделки; г) вечерние дежурства.

5. Во время какого праздника молодежь прыгает через огонь? а) Масленица; б) Вербное Воскресенье; в) Ивана Купала; г) Троица.

6. Когда происходит праздник Красная Горка? а) в Рождественскую неделю; б) в Великий пост; в) в Пасхальную неделю; г) через неделю после Троицы.

Обожествление яйца.С глубокой древности славяне ус­траивали ранней весной многолюдные и многодневные праздники. Происхо­дило традиционное весеннее кормление многочисленных полевых божеств и могущественных духов-предков. Им предлагали то, что имели сами хозяева: творог, свежие весенние яйца, копче­ный окорок и изделия из муки.

Как и многие древние народы, сла­вяне относились к яйцу с суеверным уважением и надеждой.

Вопрос. Предположите, почему сла­вяне (да и не только они) так относились к яйцу?

!!Этнография старого быта

1. Ушат — это: а) ведро с ушами для воды; б) шапка-ушанка; в) ушастый зверек; г) котел для варки ухи, ушицы.

2. Наличник — это: а) наличные деньги; б) компресс на лицо; в) украшение над окном; г) украшение над иконой.

3. Портки — это: а) портовые постройки; б) испорченные вещи; в) мужские штаны; г) портняжные ножницы.

4. Столешник — это: а) столетний дед; б) вязаная скатерть на стол; в) поверхность сто­ла, верхняя доска; г) денежный знак в сто рублей.

5. при помощи чего носили вёдра –КОРОМЫСЛО

6. Ступа — это: емкость для толчения зерна;

7.Якорь для подъема затонувших в колодце ведер называется:

а) мышка; б) кошка; в) жучка; г) внучка.

8. Плетенка — это: а) плетеная сеть для ловли рыбы; б) плетеная корзина для хлеба; в) плетеный кнут для коров; г) корзина для ниток.

. Пословицы и поговорки

1. «Есть орало, да нечего орать». Орало — это: а) большое горло; б) фабричный гудок; в)ручная соха; г) олень-ревун.

2. «Не спеши языком, торопись кочедыком». Кочедыком: а) хлебают щи; б) плетут лапти; в) подметают пол; г) забивают гвозди.

5. «Нежданный карась в вершу попал». Верша — это: а) кастрюля или горшок для варки ухи; б) корзина для складыва­ния пойманной рыбы; в) мелкий крючок на удочке; г) плетеная из ло­зы сеть для ловли рыбы.

6. «Людям тын да помеха, а ему смех да потеха». Тын — это: а) рыболовная сеть; б) плетеный забор; в) большая плетеная корзи­на; г) большая куча земли на дороге.

7. «Счастья алтыном не купишь». Алтын — это: а) 1/2 копейки, б) 2 копейки, в) 3 копейки, г) 6 копеек.

8. «За свой грош — везде хорош!» Грош — это: а) 1/4 копейки, б) 1 /2 копейки, в) 2 копейки, г) 3 копейки.

9. «У нашего Андрюшки — ни полушки». Полушка — это: а) 1/8 копейки, б) 1 /4 копейки, в) 1/2 копейки, г) 5 копеек.

6. Символ России

Всегда любили и любят поныне на Рут это нежное, нарядное, белостволь­ное дерево, берёзку-красавицу, берёзкой- матушкой зовут ее в народе, соединяя свое отношение к дереву е верной любовью к родине, родительскому дому, Верой и правдой служит берёза человеку.

? Назовите примеры помощи берёзовой человеку.

назвать продукты, которые не употреблялись в пищу во времена Киевской Руси.Продукты: Белый хлеб Черный хлеб Сахар Соль Кофе Чай Огурцы Картофель Гречка Подсолнух

Ответ: В пищу не употреблялись: Сахар Кофе Чай Картофель Подсолнух

10 баллов, по одному баллу за правильный выбор, штраф за неверный выбор – по 1 баллу

1. Дым коромыслом

Шум, гам, беспорядок, суматоха.

2. Как пить дать

4. Лезть на рожон

Предпринимать действия, заведомо обреченные на провал, нарываться по своей воле на крупные неприятности.

5. Лыка не вяжет

Пьян до предела

Непростой человек, себе на уме

Объясните этимологию — происхождение – некоторых крылатых выражений, дошедших до нас со времен Древней Руси.

1. Дым коромыслом

Шум, гам, беспорядок, суматоха.

В старой Руси избы часто топили «по-черному»: дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым «столбом» — будет ясно, «волоком» — к туману, дождю, «коромыслом» — к ветру, непогоде, а то и буре.

2. Как пить дать

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. Т.е. воду любой человек получал точно.

4. Лезть на рожон

Предпринимать действия, заведомо обреченные на провал, нарываться по своей воле на крупные неприятности.

В Древней Руси (да и сейчас еще в некоторых диалектах) рожон — «заостренный с одного конца кол, шест, рогатина». Смельчаки-охотники шли на медведя с выставленным перед собой колом. Разъяренный зверь, напоровшись на рожон, зверь погибал.

Непростой человек, себе на уме

Но в то же время лапти, лычная обувь были верным признаком бедности. Вот почему не лыком шит прежде означало: он не из простых, в переносном смысле: не такой уж он простак, себе на уме.

Опростоволоситься означает «по пасть в неловкое положение». Значение это связано с древнерусской традицией. В старину на Руси не принято было женщинам появляться на людях с непокрытой головой, простоволосой.

2. Новеллы-задачи по теме «Славяне, скифы»

1.Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор совету­ет заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковоору­женную, и приготовить большое коли­чество метательного оружия — не толь­ко стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возмож­ности заготовлять материалы для по­стройки так называемых плавучих мос­тов, чтобы переход через реки был зара­нее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопереходимых рек, указы­вает автор.

Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мос­тов?

Проходили годы, десятки лет, славя­не уже владели всем арсеналом тогдаш­него тяжелого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У сла­вян теперь были осадные машины, же­лезные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» — подвижные башни. Эти грозные сооружения мед­ленно двигались к крепости. Помещав­шихся на них воинов скрывали дере­вянные барьеры — щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осы­пая защитников стрелами, овладевали стеной. Византийцы признавали, что славя­не к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (то есть чем они сами).

Уязвимым местом на подвижной башне — «черепахе» были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.

Вопрос. Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня?

В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи. Долго ходили они по лесу. Деревьев в лесу много, да не- всякое годится в дело: одно криво, другое гни­ло, третье суковато, четвертое свилева­то.

К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топори­ком сделали на дубу три затеса: два вдоль ствола и один под ним — попе­рек. Метка означала, что этот дуб бу­дут рубить именно они, и никто другой. Миновало лето, прошла осень. Насту­пила зима, выпал снег. Срубили дуб, вывезли из лесу и привезли в селение.

Начали ладить ладью. Первым де­лом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтесывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча желтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубо­вая колода все больше становилась по­хожа на лодку.

Потом наступил черед выделывать ладью изнутри.

Вопрос. Предположите, как это дела­ли славяне?

4. «Чур, меня!»текст с пропусками

Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Зна­ем мы, что восточные славяне чтили бога- громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца назы­вали Даждь- Бог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу (это по очень древнему верова­нию наших предков) жил лесной бог — леший, в воде — водяной бог, в руслах

рек — русалки; особенно же чтили до­машнего бога — домового.

Славяне, как и другие родственные народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды говаривали в старину: «Чур, меня защити!»

Вопрос. Предположите, что означали эти слова?

МАТЕРИАЛ К ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЕ

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

на 4-м областном этнографическом Фестивале

дружбы народов Самарского края в июне 2015 года

1. Волжские болгары, одна из первых народностей, заселявших наш край в 7 — 13 веках, относятся к языковой
группе:

а) славянской, б) утро-финнской.

в) тюркской, г) монгольской.

2. Муромский городок на Самарской Луке основали:

а) русские. б) болгары, в) ногайцы. г) мордва.

3. В конце 14 века на территории нашего края в районе реки Кондурчи произошло величайшее сражение
средневековья, между войсками:

а) Волжской Болгарии и монгольского хана Батыя.

б) русского князя Дмитрия Донского и монгольского хана Мамая.

в) монгольского хана Тохтамыша и среднеазиатского эмира Тимура

г) русского царя Ивана Грозного и казанского хана Хубилая.

На Барбашиной Поляне (окрестности г. Самары) было открыто большое поселение и кладбище 14 века:
а) русских, б) болгар, в) ногайцев, г) мордвы.

Барбашина Поляна в Самаре была названа в честь:

а) русского казака-атамана БАРБОШИ, б) татарского хана БЕРБЫША,

в) ногайского мурзы БАРАБАША. г) речки БАРБАШКИ.

6. После распада Золотой Орды и вплоть до основания крепости. Самары в степях Самарского края южнее
реки Самары кочевали:

а) русские. б) болгары. в) ногайцы. г) калмыки.

7. Крепость Самара была построена для зашиты от набегов кочевников в:

а) 1556 году. б) 1586 году. в) 1606 году. г) 1636

8. Строителем и первым воеводой крепости Самара был:

а) боярин Годунов, б) боярин Ртищев.

в) князь Пожарский, г) князь Засекнн.

9. Когда появились в Самарском крае первые поселения краинских казаков:

а) При Петре I за провинности в войне со Швецией.

б) В 1730-х годах при строительстве укрепленных линий

в) При Екатерине II в 1760-х годах первые вольные переселенцы.

г) При Павле! для участия в походе на Индию.

10. Когда была образована Самарская губерния:

а) в 1791: б) в 1831; в) в 1851: г) в 1861

11. Найдите среди названий рек славянское:

а) Сок; б) Уса: в) Самара: г) Елховка.

12. Название реки Кондурча:

а) русское: б) тюркское; в) утро-финское; г) монгольское.

13. Какой район нашей области считается татарским национальным районом:

а) Клявлинский: б) Камышлинскпй; в) Похвистнсвский; г) Шентапинский.

14. В каком из перечисленных районов в настоящее время существуют только русские населенные пункты:
а) Богатовский; б) Борский; в) Кинельский: г) Кинель- Черкасский.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Андреев Михаил КонстантиновичНаписать 1083 23.09.2015

Номер материала: ДВ-005897

    23.09.2015 463
    23.09.2015 985
    23.09.2015 511
    23.09.2015 674
    23.09.2015 407
    23.09.2015 3121
    23.09.2015 537

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читать еще:  Викторина про друзей
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector