Fotosalon3x4.ru

Фотожурнал про Счастье
33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий старый бабушкин сундук

Сценарий вечера, посвященного народным традициям, обрядам, костюмам «Старый бабушкин сундук»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Старый бабушкин сундук»

посвященного народным традициям, обрядам, костюмам.

(Звучит веселая русская народная мелодия)

Ведущий : От того, как относимся мы к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре.

Среди горя и обид Бес не дремлет, Бог не спит. Иль безверье одолеет, Или. вера исцелит

Многое забыли, растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого СТАРЫЙ БАБУШКИН СУНДУК!

Сколько интересного может рассказать его содержимое. А главная хранительница сундука баба Катя считает, что это не только скопленное добро, это — целая жизнь.

Мы чуем с предками родство,

Их золотое мастерство,

Одолевая жизни зло

Хотим, чтобы к потомкам перешло.

(Звучит народная мелодия. Раздается стук в дверь)

Здравствуйте, люди добрые!

Милости прошу. Удивлены!

Если величать, так на пороге встречать.

Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

Проходите, проходите, красавицы мои ненаглядные. Самовар готов — чайком угощайтесь, пироги мои попробуйте. Напекла, а есть-то некому.

Девушка 1: (одна из вошедших) Зачем много печешь, баба Катя.

Баба Катя : По привычке, девонька, по привычке. Раньше-то семьи

большие были, вот и пекли много.

Девушка 2: Баба Катя, какой у вас сундук старый, большой. Да под замком! Видно много в нем добра, Баба Катя: Старый. Верно старый, ему уже больше ста лет. Хотите покажу, что я в сундуке

Девушки: (хором) Покажи, бабуленька!

Баба Катя: Интересно, все покажу. Только плату с вас за это возьму. Девушка 3: Чем платить-то за поглядки?

Баба Катя: Плата пустяшная. Кто споет, кто спляшет, кто быль расскажет» а кто отгадает, про что спрошу, — вот и вся плата.

Баба Катя: Расскажу я вам, как мое поколение замуж отдавали.

Ведущий: Мы это знаем, бабушка.

Ах ты, душечка добрый молодец,

Ты зачем в гости не ходишь, друг, не жалуешься?

Отец-мать бранит тебя, род- племя журят,

Не велят тебе, надежда — друг, жениться.

Не теряй-ка, девушка, своей красоты,

Не расплетывай своей трубчатой косы.

Красота — девичий свадебный головной убор. Он снимался во время девичника. Снятие красы означало расставание девушки с родным домом. Расплетание косы — один из моментов свадебного обряда, предшествующей венчанию. Он знаменовал переход молодой в распоряжение мужа.

(Чтение отрывка из романа А. С. Пушкина « Евгении Онегин» — замужество няни.)

А теперь, девоньки, расскажите и вы про себя.

Девушка 4 : А что, баба Катя, как не все будет понятно, не все мы здесь русские-то.

Баба Катя : Я-то вижу, что разные народы представляете. Вот это и хорошо. Много нового

Друг о друге узнаем. А что не понятно будет, за это ты, девонька, не переживай. У танца свой язык, а песни душа поет. Вот ты, девонька, кажись, хохлушка?

Украинка: Да, баба Катя. Я с Украины сюда приехала. Могу что-нибудь рассказать о своем

Баба Катя: Расскажи, девонька, а мы с девчатами послушаем.

(На сцену поднимаются представители Украины)

Молдаванка: А я хочу рассказать о своем народе, о молдаванах.

Грузинка: Грузинам тоже есть что сказать.

Армянка: Я из Армении, о своем народе никак не могу не рассказать.

Девушка 1 : А я бы хотела прочитать отрывок из «Слова о погибели Русской земли»

О, светло светлая и украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими, реками и кладезями местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разноличными, садами обительными, домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всего еси исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская.

(На сцену выходят представители России)

Девушка 2: Предлагаем вам познакомиться с одним из вариантов русских костюмов, которые носили наши предки в XIX веке в губерниях: Архангельской, Вологодской, Московской, Пензенской, Ярославской, Новгородской.

Изучая русскую классическую литературу, читая произведения на историческую тему, мы очень часто встречаем слова, значения которых нам не понятны: ПАНЕВА, ДУШЕГРЕЙКА, КИКА, ПОВОЙНИК, КРАСОТА и другие.

Писатель употребляет эти названия, говоря о них, как о чем-то само собой разумеющемся. А нам приходится искать объяснение и узнавать, что КИКА- это женский головной убор, носимый замужними женщинами, то же и ПОВОЙНИК, КРАСОТА.

Узнать-то узнавали, обратившись к словарю, а вот как выглядела та или иная деталь одежды? Ведь даже наши бабушки уже не имеют представления об этом. А ведь костюма- это история народа, его духовной жизни.

И наш долг- знать, любить и беречь свою историю, культуру своей страны. Глядя на современную одежду, удивляешься ее однообразию. А ведь одежда для наших предков имела и магическую силу. И тогда мы решили представить вашему вниманию вот этот традиционный русский костюм. Ведь очень хочется, чтобы современные поколения знали , какие красивые сарафаны, кокошники, сапожки носили русские девушки.

А это в свою очередь повлекло за собой и интерес к быту и досугу ушедших поколений. И мы хотим показать вам традиционный русский хоровод с песнями и представить на ваш суд традиционное блюдо русского народа.

Баба Катя: Ну вот, и наслушалась, и напелась. Словно в девках побывала. Аж на душе легче стало.

(Садится за прялку, задумчиво кудель перебирает)

Когда порой воспоминанье

Грызет мне сердце в тишине.

И отдаленное страданье,

Как тень, опять бежит ко мне.

И отдаленное страданье,

Как тень опять бежит ко мне.

Мечтанью вечному в тиши Так предаемся мы.

Баба Катя: Давайте, девоньки, сложим все обратно в сундук. Невелико мое богатство.

Девушка 3 : Значит, шили, ткали, вышивали и все в сундук клали?

Баба Катя: Да, девоньки, каков сундук- таково и приданное. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданное, в котором труд невесты был. Думала я, что богатство моего сундука никому не нужно будет, да вот и нет. Раз вам это интересно, значит и нужно. Ну вот и меня развеселили и потешили. Спасибо вам. Приходите еще. А сундук ( закрывает) дело наживное. Только скажу я вам , что в нем спрятано — дело. Копите, милые, сундуки добра души вашей, копите любовь к земле, на которой живете, пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре, жениху, невесте. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша, любовью богат и трудом. А песнями, танцами, играми счастье копится и полнится.(ложится на сундук и спит)

Ведущий: Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши тревожные дни.

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Секреты бабушкиного сундука»

Анастасия Маюшкина
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Секреты бабушкиного сундука»

• Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом русского народа.

• Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие семейных традиций, традиций русского народа.

• Формировать и развивать творческие возможности детейв процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.

• Воспитывать любовь и уважение к представителям старшего поколения.

«Бабушкин сундук»

На высоком чердаке,

В пыльном, темном уголке

Верно стережет паук

Старый бабушкин сундук.

Попрошу я паука:

— Погуляй пойди пока!

Деревянный сундучок прячет:

Одно бархатное платье,

Ворох желтых фотографий.

Ключик на веревочке …

А еще смычок от скрипки

И замок от той калитки,

У которой утром ранним

Бабушка ждала свиданья.

Воспитатель: — Сундук — это Вещь с большой буквы, хранилище памяти и семейных традиций. Сохраненные в сундуках предметы и секреты так и завораживают. Погрузимся же в тайны, настоянные временем.

Готовы познакомиться с секретами бабушкиного сундука?

Дети: — Да, готовы.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в гости к бабушке Арине. Она очень бережная хозяйка, наверняка у нее есть старинный сундук, в котором хранятся интересные вещи. Дети вместе с воспитателем идут по залу и подходят к углу, оформленному элементами русской избы (русская печь, скамья, стол, накрытый самоваром, повсюду предметы текстиля, русский сундук). Сидит бабушка за прялкой поёт песню «Ой, да не вечер, да не вечер».

Воспитатель: Бабушка Арина, можно к вам в гости?

Читать еще:  Сценарий праздника день нептуна

Воспитатель и дети здороваются.

Бабушка:

Милости прошу! Хлебом, солью привечаем, самовар на стол несем!

Мы за чаем не скучаем! Говорим о том, о сем!

Дети рассаживаются на стульчики.

Бабушка:Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами и народными пословицами:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Много гостей – Много новостей»

Воспитатель: Бабушка, какой у вас чудесный сундук! Сколько же загадок таит он в себе? Мы ведь знаем, какой рукодельницей Вы слывёте в нашем посёлке.

Бабушка: Ну, что ж, так и быть. (Открывает сундук.) Посмотрим, что тут у меня сохранилось…

(достает веретено, спицы, пяльцы).

Что это за инструменты и для чего они нужны?

Ответы детей.

Бабушка: Молодцы, что знаете. Раньше, чтобы выйти за муж, девицы должны были у меть многое, в том числе и вышивать, шить, вязать. Вот и меня с раннего детства мама учила этим ремеслам.

Бабушка достает из сундука вязаные крючком, спицами вещи, кратко о них рассказывает. Затем достает клубок шерстяных ниток.

Бабушка: А вот теперь предлагаю поиграть вам в игру «Бабушкины нити».

Дети с бабушкой Ариной играю в игру «Бабушкины нити».

Дети присаживаются на места.

Бабушка (достает из сундука вышитые предметы одежды):В роду у меня всякие национальности намешаны. Есть и русские, и татары, и украинцы. Вот такие фартуки надевали во время праздников. Его я вышила своими руками, да и дочь свою научила. (Бабушкапоказывает вышитые фартуки: башкирский, татарский, русский).А вот рушники домотканые: башкирские, татарские, русские. Это ещё от моих бабушек осталось. Рушники каждого народа красивы и своеобразны орнаментом (бабушка показывает и рассказывает об особенностях вышивки у разных национальностей).

Бабушка: И вновь мы обращаемся к нашему сундуку. Что еще он нам покажет?

Достает из сундука куклу (тряпичную или из соломы)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Бабушка: Сейчас у вас, дети, есть много разных игрушек. А раньше таких игрушек и кукол не было, их мастерили своими руками. В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», — гласит народная поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, символом семейного счастья и благополучия.Разные куклы были:

«Неразлучники», еще ее иногда называли «Парочка». Ее дарили молодым на свадьбе, подвешивали впереди повозки молодоженов. Общая рука, как и само название куклы, говорили о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни «рука об руку», быть вместе и в радости, и в беде.

• на их общее плечо усаживались «детки» — куклы «Мартенички», сделанные из ниток. Их было столько, сколько рождалось детей в семье.

• Еще одна кукла — «Кувадка» (колыбельная) — одна из самых простых обережных куколок. Кувадки защищали новорожденных и служили первыми игрушками младенцев.

• А вот куклу «Красота» (девица с косой) делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог. Она была оберегом красоты невесты.

Эти тряпичные куклы — простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Если они и вам понравились, я научу вас их делать позже.

Воспитатель: Наши девочки тоже любят играть в куклы и сейчас они покажут танец с куклами.

Девочки подготовительной группы исполняют танец с куклами «Дочки-матери»

Бабушка: Вот посмотрите, что у меня есть (достает из сундука глиняную игрушку). Это игрушка моего детства.Раньше игрушки делали своими руками: из ткани, соломы, глины.

Берет со стола кусок пластилина.

Это простой кусок самой обыкновенной глины. Ну, что в нем особенного? Глина, да и все. А теперь, смотрите! Вот мы ее разомнем, головку привернем, ножки вытянем, хвостик выставим. Чуточку пригладим… И в печку посадим! А в печке, в жару, станет глина твердой-твердой, прочной-прочной. Потом покрасим от ножек до макушки. Вот и готова новая игрушка! Были это и лошадки, и петухи, барашки, красавицы, и птицы, которые могут издавать вот такие звуки.

В записи слышится игра на свистульках.

Воспитатель: Что это?

Бабушка достает из сундука свистульку.

Бабушка: А свистулька это не просто игрушка – это еще и музыкальный инструмент. А какие еще музыкальные инструменты вы знаете?

Дети: ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, гусли, балалайки.

Мы ребята дошколята, очень весело живем.

Детский сад наш «Солнышко» для всех нас любимый дом.

Мы приехали к вам в гости, инструменты привезли

И на них сейчас сыграем, посвистим и пошумим

Ребята подготовительной группы исполняют «Русский перепляс» на детских музыкальных инструментах.

Бабушка: А самой знаменитой игрушкой в России называют игрушку, какую узнаете, когда загадку отгадаете.

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А в нутрии секреты есть: Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко наша русская …. (матрешка)

Воспитатель: Эту игрушку наши ребята очень хорошо знают и даже могут станцевать про нее танец. Вот глянь, бабушка Арина.

Девочки старшей и подготовительной групп исполняют танец матрешек «Русский сувенир»

Бабушка: А вот колечко из моего сундука. Раньше, в молодости, мы с подружками играли в игру «Колечко». А хотите и с вами сейчас поиграем? (Да)

Проводится игра «Колечко»

Играющие образуют большой круг и складывают руки лодочкой. Бабушка прячет колечко в ладонях, сложенных тоже лодочкой. Поочереди обходит каждого игрока,проговаривая: «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю», вкладывая свои ладони в их ладони. Задача водящего вложить незаметно колечко в ладони одного из игроков. После того, как водящий всех обошел, он встает в центр круга,произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». После этих слов тот, у кого колечко в руках, должен выбежать из круга и подбежать к водящему. Остальные должны его задержать. Если не смогли, то игрок с колечком становится водящим

Игра проводится 2-3 раза.

Бабушка: Вот и повеселили вы меня, ребята. Да и молодость я свами свою вспомнила. Спасибо вам. А хотите я научу вас мастерить что-нибудь своими руками?

Далее возможны мастер-классы по изготовлению кукл-оберегов, лепка из пластилина «дымковских игрушек» и т. д,

Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Веселая веревочка» Подготовил: Инструктор по физической культуре Орел М. В. Цель: развивать спортивные качества через использование скакалки, создавать эмоциональный.

Сценарий физкультурного досуга «Путешествие в страну «Здоровье» для детей старшего дошкольного возраста Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Здоровье» Цель: — способствовать усвоению понятий о здоровом образе.

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «День защитника Отечества» Звучит торжественная музыка, дети входят в зал, выстраиваются в две команды. Ведущая: Сегодня праздник всех отцов, всех сыновей, всех,.

Сценарий досуга на прогулке по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Я живу в России» Сценарий досуга на прогулке по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Я живу в России» Цель: Закрепить и.

Сценарий досуга по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Материалы и инструменты: 1. Ноутбук; 2. Проектор; 3. Запись мультфильма «Смешарики»:.

Сценарий физкультурного досуга «Олимпийские игры» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий физкультурного досуга «Олимпийские игры» для детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить детей с историей Олимпийского.

Сценарий квест-игры «В поисках сундука здоровья» для детей дошкольного возраста Сценарий квест – игры «В поисках сундука здоровья» для детей дошкольного возраста. Цель: приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом,.

Сценарий осеннего досуга для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка» Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному фольклору. Задачи: — расширять знания детей о русских народных традициях;.

Сценарий познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африке» Цель, задачи: — Уточнять и закреплять знания детей об особенностях климата, растительного и животного мира, полезных ископаемых, населении.

Сценарий спортивно-развлекательного досуга «Черная жемчужина» для детей старшего дошкольного возраста Цель: — создание положительного эмоционального настроения у детей; — привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивные развлечения.

Сценарий старый бабушкин сундук

Сценарий итогового мероприятия проекта «Бабушкин сундук» праздник, посвященный Дню пожилого человека, «Секреты бабушкиного сундука»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №14 «Родничок»» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан 2019

Читать еще:  Сценарий дня нептуна

Дети входят в зал парами под песню “Бабушка без дедушки” (автор А.Брежнев)

Танец “Бабушка без дедушки”

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости!

В жизни каждого человека всегда были, есть и будут бабушка и дедушка. И, наверное, из любви и признательности к бабушкам и дедушкам какой-то один мудрый человек объявил 1 октября международным днём пожилого человека. Смотрю я на наших бабушек и дедушек и не соглашаюсь с тем человеком! Этот день нужно было назвать международным днём любимых и любящих бабушек и дедушек! С праздником вас, уважаемые гости!

Асейчас ваши внуки причают для вас стихи.

Мурат, Искандер, Варвара, Индира.

Мурат:

Дедушки и бабушки, милые, родные,

Ведь когда-то тоже вы были молодые!

И ходили в шортиках, и плели косички,

И стишки учили вы, как зайчики, лисички.

Искандер:

Мама с папой заняты, вечно на работе,

Вы сказку нам расскажете, и песенку споете!

Варвара:

Пирожки и блинчики стряпают бабули,

И играют в ладушки с внуками дедули.

Индира:

Мы вас очень любим и желаем не болеть,

После отдыха на даче на Канары полететь!

Открывается занавес. На сцене русская изба.

Бабушка хлопочет по хозяйству.

Ведущий: Здравствуйте, бабушка Матрена.

Бабушка: Здравствуйте, люди добрые! Что ж вы в дверях-то встали, проходите в горницу.

Ведущая: Ребята посмотрите, как здесь светло и красиво. Кругом половички домотканые, да коврики рукодельные — просто загляденье! Ой, бабушка Матрена, а что у вас такое?

Бабушка: Это мой сундук.

Ведущая: Какой он у вас старый и большой, да под замком. Видно много в нем добра льняного. А можно нам посмотреть что в нем?

Бабушка: Интересное все покажу. Только плату с вас за это возьму.

Ведущая: А чем платить за поглядки?

Бабушка: Плата пустяшная. Кто споет, кто спляшет, кто быль расскажет, а кто отгадает, про что спрошу — вот и вся плата.

Ведущая: Ребята. плясать мы умеем, песни петь тоже. Да и загадки разгадывать мы с вами мастера. согласимся на такую плату. Бабушка Матрена, мы согласны.

Бабушка: Сундучок открывается,

Сундучок открывается под волшебную музыку.

Бабушка из сундука достает лапти.

Ведущая: Ребята, что это такое? Верно, это лапти.

Лапти деревенские, мастером сплетенные,

В прошлом были обувью до того мудреною.

Лапти, лыком шитые, — русская история!

Сколько ими хожено по России всей!

  • Лапти – лапоточки для сына и дочки

Для девицы – подружки, для старика, старушки.

Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!

Бабушка: Сделать надо нам расчёт, за то. что я сундучок открыла — станцуйте.

Ведущий: Хорошо, бабушка. Ребята сейчас станцуют танец “Топни ножка моя”.

Танец “Топни ножка моя”

Текст песни: Т.Ромашко)

Ведущий: Ой, какие молодцы,

Танцевали от души.

А теперь пришла пора

Поиграть нам детвора.

Подходи со всех сторон,

Вот и наш аттракцион!

Надо лаптем взять картошку,

Опустить ее в лукошко,

Лапоть другу передать,

Чтоб он мог картошку взять,

Опустить ее в лукошко.

Словом, лаптем взять картошку.

Это вам не щи хлебать,

А картошку – доставать

Игра – соревнование «Переложи картошку лаптем».

(играют мальчики с бабушками)

Ведущая: Бабушка, Матрена, а еще в твоем сундуке что-нибудь есть?

Бабушка: Сейчас поглядим. Тук. Тук, тук открываю свой сундук.

Сундук открывается под волшебную музыку.

Из сундука бабушка достает веретено.

Ведущий: Ребята. А вы знаете, что это? Правильно, веретено.

Без веретена — не пряха,

Без иглы — не портной!

У ленивой пряхи

Нет про себя и рубахи!

Чтобы рубаху нам соткать,

Надо пряжу намотать!

Бабушка: С вас плату возьму вот такую: намотайте мне пряжу, а то мои клубочки все спутались.

Игра “Клубочки” (играют бабушки с внучками)

Ведущий: Вот какие у нас бабушки – мастерицы. Не зря говорят, что у бабушек руки золотые. Про своих любимых бабушек дети расскажут стихи.

Камилла, Марк, Илья

Камилла:

Я с бабушкой своею

Она во всех затеях

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней,

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Марк:

И стала молодой.

Я за нашу бабушку

Илья:

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает сказки и стихи

Бабушку свою люблю,

Ей песню подарю!

Ведущий: Наши ребята не только стихи о бабушках знют. Но и могут много интересного о них рассказать.

Презентации детей: Илья, Влада.

Ведущий: А сейчас стихи расскажут Лера, Элина и Костя.

Лера:

С бабушкой моей вдвоем

Очень дружно мы живем!

Вместе ходим мы гулять,

Вместе мы ложимся спать,

Вместе моем мы посуду —

Правда, правда! Врать не буду!

Элина:

Не капризничать стараюсь,

Слез не лью, а улыбаюсь —

С ней большие мы друзья,

Потому что мы — СЕМЬЯ!

Костя:

С дедом мы по воскресеньям

Держим путь на стадион.

Я люблю пломбир с вареньем,

А мультфильмы любит он.

Ведущий: Что же еще есть в бабушкином сундучке? Бабушка Матрена. Может ты еще раз свой сундук откроешь.

Бабушка: чок чок чок открываю сундучок.

Сундук открывается под волшебную музыку.

Из сундука бабушка достает деревянные ложки.

Ведущий: Ребята. А это что?

Ложки расписные – нарядные такие.

И не только щи хлебать, можно музыку играть!

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

Песня “Бабушка испеки оладушки”

(девочки играют на ложках)

Дети садятся на свои места

Ведущий: Бабушка Матрена, может быть еще разок сундучок ты свой откроешь? Уж больно интересные вещицы в нем хранятся.

Бабушка: Так и быть открою.

Расписная крышка, медная задвижка,

Раз, два, три, сундучок отопри.

Сундук открывается под волшебную музыку.

Из сундука бабушка достает самовар.

Ведущий: Ребята, а это что? Правильно – это самовар. Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром, да песни распевали. И сейчас Камилла споет песню про самовар.

Бабушка: А наш-то самовар пустой.

Ведущий: И правда. В самоваре воды то нет. Как же чай нам попить?

Бабушка: Скорее к колодцу – воды набирайте,

Бегите к столу – в самовар наливайте!

Игра «Наливаем воду в самовар» (с коромыслами)

Бабушка: В моем сундуке осталась только одна вешь. Вот она.

Ведущий: Ребята. А вы знаете, что это? Нет, бабушка, мы не знаем что это.

Бабушка: Это головной убор мордовского костюма. Посмотрите, какой он красивый. Отдаю его вам. Ну а мне пора домой возвращаться, оладушек напечь, внучат угащать. До свидания.

Бабушка Матрена уходит.

Ведущий: К нам сегодня пришли гости: мордовский ансамбль “Эрзянка”. Может быть это они потеряли головной убор? Встречайте.

Выступление ансамбля “Эрзянка”

Ведущий: Ребята, посмотрите, какие у мордовского народа красивые костюмы, песни какие красивые, мордовские праздники очень веселые. Давайте мы с вами будем изучать традиции и культуру мордовского народа.

Наши ребята приготовили поздравительные открытки для наших гостей.

Дети вручают подарки ансамблю.

Ведущий: Уважаемые бабушки и дедушки ваши внуки вам тоже приготовили подарки и хотят поздравить вас.

Дети вручают бабушкам и дедушкам подарки.

Ведущий: А сейчас, уважаемые гости, мы приглашаем вас на праздничное чаепитие.

Внеклассное познавательно-развлекательное мероприятие «Бабушкин сундучок»

Зал украшен в стиле деревенской избы.

На заднем плане стол, окошко с частью стены, печка.

На переднем плане по обеим сторонам лавочки.

Хозяйка стоит посередине дома.

Душа народа, жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни.
Его ремёсла и наряды.
В чём суть его
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым,
Всё это отголоском отзовётся,
И близким станет и родным.

Х о з я й к а: Вечером, когда закончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе, и каждый снова занят любимым делом.

Под народную музыку в класс входят гости. Девочки и мальчики в русских народных костюмах.

Х о з я й к а: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости! У нас для каждого найдется и словечко, и местечко.

Гости кланяются хозяйке и рассаживаются.

Х о з я й к а: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Читать еще:  Простые сценарии свадьбы

Г о с т ь: Гостям-то, известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Х о з я й к а: В тесноте, да не в обиде. (Хозяйка усаживается.)

А какая же работа без песни?

А как песню мы начнём спевать

Надо ниточку в клубочек намотать.

Девочки и мальчики поют русскую народную песню.

Х о з я й к а: Наводила я порядок в избе, нашла бабушкин сундучок. А здесь много чего интересного припрятано. (Открывает и показывает фигурку медведя.) Культовым животным на севере России считался медведь. Существовало поверье, что медведь есть человек, превращенный каким-то волшебством в зверя, не случайно именно этот мотив отражён в ряде волшебных сказок.

Вы послушайте, ребята,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасётся
В бане парится медведь.

Р е б я т а: А мы тоже шутливые нескладушки знаем.

1-й м а л ь ч и к: Федул, чего губы надул?

2-й м а л ь ч и к: Кафтан прожёг.

1-й м а л ь ч и к: Можно зашить.

2-й м а л ь ч и к: Да иглы нет.

1-й м а л ь ч и к: А велика ли дыра?

2-й м а л ь ч и к: Один ворот остался!

3-й м а л ь ч и к: Фома, что из леса идешь?

4-й м а л ь ч и к: Да медведя поймал.

3-й м а л ь ч и к: Так веди сюда!

4-й м а л ь ч и к: Так он не идет!

3-й м а л ь ч и к: Так сам иди!

4-й м а л ь ч и к: Да он меня не пускает!

Д е в о ч к а: Сынок, сходи за водицей на речку!

М а л ь ч и к: Брюхо болит!

Д е в о ч к а: Сынок, иди кашу есть!

М а л ь ч и к: Что ж, раз мать велит – надо идти!

1-я д е в о ч к а: Матрен, у тебя в избе тепло?

2-я д е в о ч к а: Тепло. На печке в шубе согреться можно!

5-й м а л ь ч и к: Чего сегодня делал?

6-й м а л ь ч и к: Рукавицы искал!

5-й м а л ь ч и к: Нашёл!

6-ой м а л ь ч и к: Нашёл!

5-ый м а л ь ч и к: Где же они были?

6-ой м а л ь ч и к: За поясом. А ты куда шагаешь?

5-й м а л ь ч и к: За семь верст.

6-й м а л ь ч и к: Киселя хлебать?

5-й м а л ь ч и к: Нет, комара искать.

6-й м а л ь ч и к: Это какого же комара?

5-й м а л ь ч и к: Да того, который за нос меня укусить хочет.

6-й м а л ь ч и к: Да он же при тебе.

5-й м а л ь ч и к: Где же при мне?

6-й м а л ь ч и к: Да на носу у тебя!

Дети возвращаются на свои места.

Х о з я й к а: Что же тут ещё в сундучке? (Открывает и показывает фигурки кукол.) Вот это да! Кукла! Да не одна. Тряпичная и соломенная. В старину такие куклы ребята сами мастерили. И у вас куклы, и другая работа почти готова. А как хороши куклы! Так в пляс и просятся.

Эх, топни нога, топни правенькая!
Я плясать пойду, хоть и маленькая!
Пойду плясать по соломушке!
Раздайся народ по сторонушке!

Мальчики приглашают девочек на танец. Исполняется танец “Кадриль”.

Х о з я й к а: (Смотрит в сундучок и достает валенок.) Сундучок свой открываю и валеночек вынимаю. Да это же мой! Я его маленькая носила. (Что-то ищет в сундучке.) А второго нет! Куда же он подевался?

М а л ь ч и к: Вален-валенок провалился в проталинок.

Х о з я й к а: Ой, скороговорка получилась! Маланья болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. (Передает валенок гостю.)

1-й р е б ё н о к: Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня. (Передает валенок другому.)

2-й р е б ё н о к: Шёл Егор через двор. Нёс топор чинить забор. (Передает валенок другому.)

3-й р е б ё н о к: А Коля колет колья. (Передает валенок другому.)

4-й р е б ё н о к: Ой, тары бары растабары. У Варвары куры стары. (Передает валенок другому.)

5-й р е б ё н о к: Да хохлатые хохотушки хохотом хохотали: “Ха-ха-ха!” (Передает валенок другому.)

6-й р е б ё н о к: А сыворотка из-под простокваши. (Передает валенок другому.)

Х о з я й к а: Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, болтала, болтала, да не выболтала! (Передает валенок другому.)

7-й р е б ё н о к: А от топота копыт пыль по полю летит!

8-ой р е б ё н о к: Как бык коню копыта покупал. (Передает валенок другому.)

9-й р е б ё н о к: Мели Емеля твоя неделя. (Убирает валенок.)

Х о з я й к а: Спасибо вам, ребята, молодцы! Хорошие скороговорки!

Сундучок свой открываю
И загадки вынимаю.

В старину очень любили люди загадки друг другу загадывать. Вот и я вам сейчас загадаю загадки. (Открывает сундучок и показывает листочек с дерева.) Вот листочек, наверное, с осени остался. И загадки про осень я вспомнила.

Осенью часто бывает такое:
Заря-зарница красная девица
По лесу ходит, ключи обронит.
Месяц увидит, не скажет
Солнце увидит – поднимет.

А вы, ребятишки, загадки знаете?

1-й р е б ё н о к:

Летит птица по синему небу
Крылья распластала
Солнышко застала.

2-й р е б ё н о к:

Крупно, дробно зачастил
Всю землю напоил.

3-й р е б ё н о к:

Стоит на полянке
В красном платье Татьянка
Вся в белых крапинках.

4-й р е б ё н о к:

Сижу верхом не знаю на ком.
Знакомца встречу
Соскочу – привечу.

5-й р е б ё н о к: Чёрный конь скачет в огонь.

6-й р е б ё н о к:

И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей.

Х о з я й к а: Что-то мы засиделись, надо ножки поразмять. (Открывает и показывает предметы из сундучка.) А эти предметы нам помогут.

Музыкальный проигрыш. Проводится русская народная игра “В столба”.

Х о з я й к а: Играть не устать, не ушло бы дело!

1-й р е б ё н о к: С шуткой и смехом делать дело с успехом.

2-й р е б ё н о к: Весело поётся, весело прядется.

Х о з я й к а: Ваши работы уже закончены. Давайте соберем их на поднос.

Под музыкальное сопровождение собирает работы. Ставит поднос.

Эй, девчата хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
А ребята, поскорей,
Подыграйте веселей!

В центр выходят девочки.

1-я д е в о ч к а:

Начинай-запевай.
Каждому известно –
Нам работать веселей
С пляской и песней!

2-я д е в о ч к а:

Пойдем, девочки домой,
Пойдем ягодиночки
Дадим хозяюшке покой,
Закончим вечериночку.

3-я д е в о ч к а:

Девочки, гармонь-то ваша,
Гармонист-то – дроля мой.
Забираю гармониста
Отправляемся домой.

4-я д е в о ч к а:

Потрудились мы недаром
Куклы сделали в подарок
Пусть они живут у вас
Вспоминайте все о нас!

Под музыкальное сопровождение дети дарят поднос с подарками хозяйке. Кланяются.

Спасибо всем, что пришли ко мне в гости.
Песни, пляски, хороводы,
Никогда не выходят из моды!

Под музыкальное сопровождение дети кланяются и выходят из зала.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector