Fotosalon3x4.ru

Фотожурнал про Счастье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий дня русского языка в школе

«Любители русского языка», сценарий внеклассного мероприятия

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” — в топливо, “шест” — в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

11. В каких словах по сто согласных?

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

— ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

(Колос, голос, волос).

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

20. Хитрые вопросы-шутки:

— Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

— Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте —
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
материал по русскому языку на тему

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

«СЛОВО — ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
vecher_russkogo_yazyka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО
МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА,

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

«СЛОВО — ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»

учитель русского языка

  1. Пропаганда родного языка.
  2. Воспитание уважения и любви к русскому языку.
  3. Обогащение и развитие речи учащихся.
  1. Песня «С чего начинается Родина…»
  2. Чтец 1:

Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех,

Он, как русский народ многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажешь боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Изучайте родной язык!

В нём былинное волшебство

И надежд людских торжество.

Он и в книгах живой родник.

Постигайте, как жизнь его.

Этим стихотворением замечательного русского поэта

А. Яшина мы открываем вечер, посвящённый Международному Дню родного языка «Слово- дело великое».

Слова бывают разные – то дельные, то праздные,

То честные, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь, огнём горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

В. Полторацкий «О терпеливый наш язык!»

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер «Есть слова – словно раны…»

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе

И достаточно, в общем, серьёзно6

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

М. Матусовский «Есть слова пострашнее…»

Ах, как добрые слова нужны!

Не раз мы убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

М. Лисянский «Добрые слова»

В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то, что в человек. Прежде всего необходим ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.

Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны.

Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.

Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.

«Слово – дело великое, — писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

В подтверждении этому можно привести такой исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки. Раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несёт зло, горе, оскорбление.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы).

Но, к большому сожаленью, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет. И мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова , придирчиво выбранные ею из могучего русского языка: «хо – хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».

Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 тысяч до 6 тысяч. А каков ваш словарный запас?

Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечёшь, потрясно, клёво, бабки, видак, оторваться, фигеть, стрёмно, тачка и т. д.

Давайте вспомним прекрасное стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты…

Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы стихотворение А. С. Пушкина:

Гадом буду, не забуду:

Ко мне затусовалась ты,

Как эти чумовые зенки,

Как лабдцовые понты.

Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена».

Ученик 1: Привет!

Ученик 2: Привет!

Ученик 1: Всё? Отстрелялся?

Ученик 2: Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

Ученик 1: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.

Ученик 2: Ну, похиляли.

Ученик 1: Здравствуй, Коля!

Ученик 2: Здравствуй, Антон!

Ученик 1: Экзамен сдал?

Ученик 2: Да, всё хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.

Ученик 1: И мне тоже трудно даётся химия. Я получил «4». Но это потому, что не доучил.

Ученик 2: Ну, пойдём домой.

Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим – так говорим.

А вот как бывает, когда мысли и речь бедны:

Хотел взять слово.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать,

Но решил промолчать

И не сказал ни слова.

Так и не взяв слова.

Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека. Чем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Для повышения речевой грамотности больше читайте. Вашим постоянным чтением должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы вы узнаете из толкового словаря. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.

Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай не ленись!

И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Для всего в русском языке есть великое множество хороших и добрых слов.

Сейчас прозвучат слова о Родине, о ратном подвиге русского солдата, о том, что «никто не забыт и ничто не забыто», самые великие слова, самые глубокие…

Начинаем конкурс чтецов.

(Представители от классов читают стихи).

Помните, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное внеклассное мероприятие проводилось учителями русского и английского языков. В занимательной форме дало возможность учащимся узнать об общих и отличительных признаках в русском и английском язы.

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку поможет проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят.

План — конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена с целью проверки знаний по программе школ 8 вида.

Человеческий язык — это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком.

Мероприятие проведено в рамках Международного дня родного языка среди учащихся 5-7классов.

· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;&middot.

Устный журнал «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Архангельская область&quot.

Сценарий внеклассного мероприятия «Мы говорим на русском языке»

Юрченко Юлия Вадимовна
Сценарий внеклассного мероприятия «Мы говорим на русском языке»

— Здравствуйте, ребята и учителя!

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем наш праздник сегодня

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Чтение стихотворения. С. Абдулла

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу перестроить,

Если не ищешь отрады цветник.

Если нуждаешься в твердой опоре —

Выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи —

Выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах,

Мир окрыляющих детских книг.

Русское слово — свободы зарница —

Выучи русский язык.

Ведущий:Дорогие друзья сегодня нас с вами ждет путешествие в страну Русского языка, в которой живут буквы, слова, знаки препинания.

Ведущий: Итак, мы отравляемся в город Пунктуационных знаков.

2. Основная часть

Сценка «Пунктуационные знаки».

На сцену выходят 10 человек (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди.

Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1 маска. Вечно думая над смыслом,

Дети. Вопросительный знак.

Вопросительный знак.Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая?Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Какие? В чем?

Вот какой я мастак,

Ведущий. Прошу вторую маску загадать загадку.

2 маска.Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца.

Дети. Восклицательный знак.

Восклицательный знак. Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Ведущий. Следующая маска, ваша загадка.

3 маска. Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

Точка. У меня особый пост

В самой малой строчке.

Если точка — вывод прост:

Это значит — точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.

Многоточие. Я — многоточие.

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Двоеточие. Я — двоеточие.

Обо мне говорят так:

Ходит знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему.

Лягу палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Скобки. Мы — скобки.

Словам раскрываем объятья:

Ждем в гости вас, милые братья!

Кавычки. Мы — кавычки.

О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

Запятая. Я — запятая.

Обо мне говорят:

Выйдет на дорожку

Всем подставит ножку.

Но так говорят мои враги.

Я же помогаю людям читать.

Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.

Ведущий. Знаки нужно уважать,

Все знаки. Никогда не забывать.

Ведущий:Наш родной язык — русский. По мнению М. В. Ломоносова, нашему языку присуще «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского».

Ведущий:А. С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык обязан каждый человек!

сценка «Поговорили…«

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

— Ты, говорят болел. Теперь все в порядке?

— Ну я же говорю — нормально.

— Странно ты говоришь…

— Ты считаешь — нормально?

— Да-а, странно. А ведь когда-то был вполне нормальный человек.

Ведущий. Может быть герои стихотворения «Сильное кино» А. Л. Барто подскажут нам как надо правильно и понятно излагать свои мысли.

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой идет мой старший брат.

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая! Я пойму!

И вот он начал свой рассказ:

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Но тут как раз ее он спас.

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала

Я ничего не поняла.

Ведущий: Да, действительно, понять содержание фильма нельзя. Слова сорняки мешают правильной речи.

Ведущий: Незнание норм литературного языка, небрежное отношение к слову роднит всех героев этих произведений. Знать свой язык обязан каждый человек.

Учите русский —

С душой, с усердием,

Вас ждет великая награда,

И та награда — в нем самом.

Щедрое народное наследство

-Я люблю красивый наш язык

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Наш язык — язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

Учите русский — годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда — в нём самом.

Ведущий :- Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит, пишет мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.

Ведущий: Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.

-Люблю тебя, русский язык!

В нем столько добра и силы,

В нем слышится русский ямщик,

В нем слышится голос России

-Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нем вижу я Пушкина лик,

В нем вижу я лик Толстого.

-Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нем говорят и якут и калмык,

И те, кто живет на Памире.

— За то, что красив и могуч,

За то, что как солнце, велик,

За слово, как солнечный луч,

Все: Люблю тебя, русский язык!

Ведущий: Какие красивые слова!

Ведущий: Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир. Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце.

Ведущий: А человек с добрым сердцем — это настоящее сокровище. Так будьте всегда добры!

Ведущий: Заканчивается наше путешествие, но я думаю, что в эту страну вы будете возвращаться вновь и вновь!

Ведущий: Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной, доброй! Идите по жизни только Дорогою Добра!

(Песня «Дорога Добра»).

Музыкальное развлечение для детей 2–3 лет «Поздравляем мам и пап» Дети сидят на стульчиках. Ведущий 1. Весело запели птицы, И капелям не до сна – Это, значит, к нам стучится Разноцветная весна. Значит,.

Русский язык — великий, могучий, трудный… Русский язык – один из самых сложных предметов в школьной программе. Странно! Ведь для большинства россиян – это родной язык, язык сказок,.

Внеклассное мероприятие «Праздник русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса.Воспитание интереса к родному языку.

Содержимое разработки

«Праздник русского языка»

Цель: воспитывать чувство гордости за свой родной язык.

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

— Ребята, сегодня мы с вами собрались все вместе, так как у нас праздник. Как он называется?

— «Праздник русского языка!»

-Да, сегодня мы с вами открываем неделю русского языка в начальных классах.

Мы – граждане России. Наш язык – русский . Известные мастера русского слова: Ломоносов, Тургенев, Пушкин, Горький высоко ценили русский язык, как язык великого талантливого народа.

Давайте сейчас прочитаем высказывания великих писателей о русском языке.

«С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.» (К. Г. Паустовский)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.» (И. С. Тургенев)

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет.» (К. Г. Паустовский)

Чтобы быть грамотными гражданами страны в школах мы изучаем русский язык. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Русского языка», в которой живут буквы, слова, знаки препинания.

— Давайте вспомним эти знаки. В этом нам помогут ребята .

Сценка «Пунктуационные знаки».

На сцену выходят дети (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди.

Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1 маска. Вечно думая над смыслом,

Дети. Вопросительный знак.

Вопросительный знак. Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Что? Кому? Который?

Чья? Какие? В чем?

Вот какой я мастак,

Ведущий. Прошу вторую маску загадать загадку.

2 маска. Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца.

Дети. Восклицательный знак.

Восклицательный знак. Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Ведущий. Следующая маска, ваша загадка.

3 маска. Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

Точка. У меня особый пост

В самой малой строчке.

Если точка – вывод прост:

Это значит – точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.

Многоточие. Я – многоточие.

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Двоеточие. Я – двоеточие.

Обо мне говорят так:

Ходит знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему.

Лягу палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Скобки. Мы – скобки.

Словам раскрываем объятья:

Ждем в гости вас, милые братья!

Кавычки. Мы – кавычки.

О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

Запятая. Я – запятая.

Обо мне говорят:

Выйдет на дорожку

Всем подставит ножку.

Но так говорят мои враги. Я же помогаю людям читать. Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.

Ведущий. Знаки нужно уважать,

Все знаки. Никогда не забывать.

Ведущий : на уроках русского языка вы знакомитесь со многими правилами, которые помогают вам при письме.

5. Чтение учащимися стихотворения «Грамматика»

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

но бывают случаи, когда дети не хотят учить уроки, ленятся познавать новые знания.

6. Сценка «Ленительный падеж».

— Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Ведущий: — Вот какой был ленивый Лежебокин.

— Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин?

— И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.

Все знают, что урок русского языка дело серьёзное. И многие из вас огорчаются, увидев много ошибок в тетради. Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения.

Сценка «Словечки – калечки» Юлиан Тувим.

Грустный, сонный, невесёлый

Ежи наш пришёл из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

.Подошли они все трое

И сказали:»Что такое?»

Что ты Ежи сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

Никакой не «Опельсын» !

Никакая не «Калечка»!

Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна» !

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Ежи , Ежи, брось лениться!

Так учиться не годится!

Не возможно без внимания

Будет поздно! Так и знай!

Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас,

Мы с тобой поступим круто,

Нашей честью дорожа:

Имя «Ежи» в полминуты

Переделаем в «Ежа»!

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!»

Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Взялся за работу!

В русском языке важно правильно ставить ударение. Послушайте стихотворение:

«Мне слово «чудно»

изменить не трудно:

Поставим ударение на «О» —

— Объясните смысл слова «чудно» — (великолепно, красиво)

— А смысл слова «чудно» — (весело, смешно).

— вот как может измениться смысл слова, если ударение поставить не в том месте.

(Комната. По комнате ходит девочка Таня, держится за голову)

Таня: Очень болит голова, а так хочется пойти в школу. Надоело болеть. Нужно лекарство принять.

(Берет бутылочку с лекарством, читает) Принимать 3 раза в день по 1 столовой ложке после приема пищи)

(Таня принимает лекарство и начинает пищать)

Брат: Что случилось, Таня? Почему ты пищишь?

Таня: Я лекарство приняла. Там написано…. (Читает).

Брат: Таня, но ты неверно прочитала. Принимать после приема пИщи, а не пищИ!

Таня: Ой! И правда, учительница нам в школе говорила, что

От постановки ударения зависит смысл слова.

— ребята, ещё мне хочется обратиться к вам, чтобы изучая русский язык, вы вырабатывали навыки каллиграфии, правильного, красивого, разборчивого письма. А иначе с вами может произойти подобная история.

Сценка «О грамотее и больной ноге»

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею.

— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

— Нет, не могу, нога болит, — ответил хмуро тот.-

Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

— Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

— Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт.

— ребята, в завершении нашего праздника, послушайте стихотворение: «Выучи русский язык!»

Стихотворение «Выучи русский язык!».

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенный мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Читать еще:  Открытие месячника русского языка и литературы сценарий
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector