Fotosalon3x4.ru

Фотожурнал про Счастье
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Открытие недели русского языка и литературы сценарий

Сценарий открытия недели русского языка

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Сценарий открытия недели русского языка.

В1. Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником открытия недели русского языка и литературы в нашей школе.

В2 О роли и значении русского языка говорить не приходится. Судите сами: русский язык в многонациональном государстве – России является вторым языком для каждой национальности, средством межнационального общения в мире. Он играет огромную роль в учебе, труде всей многообразной жизни нашей страны и планеты.

В1. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков. »

В2. И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий.

В1. На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн.

Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.

Если вы хотите знать:

Как появилось русская азбука;

Можно ли сломать язык;

Что такое баклуши и можно ли их бить;

Сколько слов в русском языке;

Почему чучело — гороховое, барышня — кисейная, а друг – закадычный;

Происходит ли слово врач от слова врать

И еще множество ответов на вопросы:

Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем и как?

И, наконец, если вы хотите стать еще грамотнее,

Тогда принимайте участие в Неделе русского языка и литературы!

Уч. Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова– словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

“ Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Уч.4 Чтец. (Чтение стихотворения.)

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём,
Навеки!

1 Вед. А теперь мы вам представим сценки, как не стоит говорить по-русски

Учитель запаздывал, и девятый класс тихо шуршал, умирая со скуки. Вдруг дверь распахнулась, и влетел Синицын, видно, с какой-то новостью.

— Вот это кино – воскликнул он. – Вчера такой фильмик посмотрел!

Мальчишки мгновенно собрались вокруг него.

— Ну, такое там было, ну воще! – начал Синицын, отчаянно жестикулируя. – Один взял палку – ну воще! – А тот, другой, его не понял: раз – ногой! А который в окно прыгнул, как даст этому! А этот в бронежилете был и тому, с часами, – в лоб. Сейчас покажу…

Синицын расставил ноги и раскинул руки, приняв вид летящей птицы, потом пригнулся и с криком «Кия!» ударил ногой в воздух.

Приемчик всем понравился.

Никто не заметил, что учитель уже пришел и с интересом наблюдает за происходящим. Пришлось сесть по местам. Лишь Синицын, не понимая, в чем причина невнимания к его рассказу, продолжал буйствовать.

— Будем заниматься каратэ или историей? – спросил учитель, открывая журнал. И когда шум улегся, продолжал: — Да, Синицын, ты про фильм так рассказал, что теперь его смотреть не захочется.
Взяв линейку в руки, учитель усмехнулся и начал:

— Я вам сейчас такое расскажу! Вот одни напали на Францию. Ну, а эта – такая смелая! – берет меч, одному – раз, второму – раз, они сразу откололись. Ну, в общем, та, как её? Ну, эта… Жанна д` Арк!

Учитель обвёл взглядом класс:

— А теперь, Синицын, расскажи, что ты узнал о Жанне д` Арк?

Синицын утёр пот со лба и сказал:

-Я не знал, что она такая крутая!

2-й ведущий: Знакомая ситуация, не правда ли? Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.

А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:

Хотел взять слово.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать,

Но решил помолчать

И не сказал ни слова.

Так и не взяв слова.

Встретил я одного приятеля. Давно не виделись с ним!

— Ты, говорят, болел. Теперь всё в порядке?

— Ну я же говорю – нормально.

— Странно ты говоришь.

-Ты считаешь – нормально?

2 вед. А теперь игра слов

— Это слишком длинное слово, я не успела сообразить, прежде чем поймать мяч!

— Какое же оно длинное? Вот, если бы я сказала рентгеноэлектрокардиографический , тогда другое дело.

— Ух ты, я это даже выговорить не смогу. Это, наверное, самое длинное слово в русском языке.

— Нет, самое длинное – другое, оно даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса. П ревысокомногорассмотрительствующий!

— (с хитрой улыбкой) А я знаю слово намного длиннее!

— Длиннее не бывает.

— Бывает. Я бы даже сказала, оно бесконечное.

— И что же это за слово?

— Прабабушка. Если я захочу сказать о своем самом дальнем предке, то могу хоть миллион раз произнести приставку –пра.

— (с улыбкой) ты хитрая.

«Великое русское слово»

Вед : Могуч и прекрасен русский язык. Он отличается благозвучностью и мелодичностью, мягкостью тонов и богатой ритмикой .Можно привести множество доказательств того, что нам дан в наследство самый богатый, меткий, красивый язык. Но мы не всегда ценим это богатство, иной раз небрежны в употреблении слов, засоряем речь ненужными выражениями. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели.

( Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова).

1) Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна

«величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

2) «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

3) Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»

Учитель: Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык, чтобы не быть безграмотными, как герои сценок:

— какой хайп я словил, сюда пришёл! Респект Вам и уважуха (манерно кланяется, затем обращается ) Какой няшный у вас наряд. ) А я че? Я ниче. Мой дружбан тоже так говорит, а он понтовый чел.

Сейчас молодёжь любит вставлять в речь иностранные слова, использовать жаргонизмы, варваризмы, молодежный сленг

Но знаешь …., русский язык очень трудный, много правил, исключений… Мне вот вспомнился один анекдот про русский язык:
Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит детям (с грузинским акцентом):

«Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель»и «нашель» пишутся без мягкого знака на конце. А слова «сол» и «фасол» — с мягким знаком. Обязательно запишите, дети, потому что запомнить это невозможно!

В 2: -Да, ребята, в умелых руках русский язык творит чудеса. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

В1Сценка «На уроках русского языка»

(действующие лица: учитель, ученики)

Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.

Ученик Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!

Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!

Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!

Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?

Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!

Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?

Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.

Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?

Ученик Синичкин: Никакого.

Учитель: Почему же ?

Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Учитель: Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».

Ученик Петушков: «Стол», «стул» и «носок» — мужского рода, а «чулок» — женского.

Ученик Петушков: Потому что чулки носят только женщины!

Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?

Ученик Мешков, встав, долго молчит.

Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?

Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый!

Читать еще:  Сценарий пиратского дня рождения 10 лет

Учитель: Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?

Ученик Сидоров: Жаль терять время на переменке!

Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?

Ученик Сидоров: Мой старший брат заболел.

Учитель: А ты-то при чём?

Ученик Сидоров: А я катался на его велике!

Учитель: Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!

Ученик Сидоров: А послезавтра?

Учитель: Сушкина, придумай предложение с обращением.

Ученица Сушкина: Марь Иванна, звонок!

Вед.2: Чтобы хорошо овладеть русской речью, нужно больше читать произведений таких мастеров слова, как И. А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев . Чтение повышает грамотность, а, как говорит народная пословица, «Грамота – к мудрости ступенька».

Ребята, давайте учить русский язык.

Стихотворение Сабир Абдулла. Выучи русский язык!».

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенный мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

В 2: Любите и берегите наш русский язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Учите русский — годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда — в нём самом

сценарий открытия недели руского

Цель: воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках,

так и во внеурочное время

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,

слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация,

Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;

карточки со словами для задания №1 для 1-2 кл.;

карточки для задания №2 «Грамматическая арифметика» для 1-2 кл.

карточки со знаками препинания;

грамматические билеты, на которых написаны ответы для

интеллектуальной игры для 3-4 классов;

медальки «Знатоку русского языка»;

заготовки для чистописания по классам;

буквы для коллажа;

Примечание: каждому входящему ученику 3-4 кл. выдаётся грамматический билет. На нём написаны ответы для интеллектуальной игры, которая будет проходить в конце мероприятия).

— Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня

собрались здесь в зале.

( уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

— Правильно. С сегодняшнего дня у нас в гимназии будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.

— Сегодняшнее мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым.

— Это мероприятие включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.

— В 1 части мы вместе вспомним высказывания советских и зарубежных писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать.

— А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

На нем живые, трепетные чувства

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык — я онемею.

Утратив русский, — стану я глухой.

— Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

— В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

— В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. ».

— Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

— Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация.)

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева. (Поправляет корону)

Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь — жив будешь, неправильно — умрешь.

Федя. Давайте ваше предложение и запятую.

( предложение написано на доске)

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя . ( запятую ставит после слова )

Прочитай, что у тебя получилось.

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Ой, подождите, подумать — то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не надо мне домой если можно . , ,

(предложение написано на доске)

Федя (ставит запятые ). Не надо, мне домой, если можно.

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

— Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)

Сценарий линейки на открытие недели русского языка и литературы.

Данный сценарий посвящён открытию недели русского языка и литературы в школе.В нём есть стихи и сценки, посвящённые русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий линейки на открытие недели русского языка и литературы.»

Сценарий линейки, посвящённой открытию Недели русского языка

Цель: нацеливание на Неделю русского языка, повышение эффективности изучения русского языка. Задачи: развивать интерес к предмету, творческую активность обучающихся; формировать коммуникативные УУД.

Ведущий: Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем «Неделю русского языка».

Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. На этой неделе мы проводим «Неделю русского языка». Все ученики с 5 по 11 класс на этой неделе могут показать все свои знания в области русского языка.

1. Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре–
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

–Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим России, тем более необходимо знать свой язык.

Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком? Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В. Гончарова О грамотее и больной ноге”.

2. Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею: — Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот.

– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Читать еще:  Программа проведения свадьбы сценарий для тамады

-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

— В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

3. Послушайте высказывания о русском языке.

Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (А. М. Горький).

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П. Сумароков).

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. (Пословица).

На этой неделе Вы должны продемонстрировать и показать все свои знания и умения в области русского языка, а также свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.

Пусть девизом «Недели Русского Языка» будет народная мудрость, которая гласит:

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»!

А русский язык следует изучать всю жизнь. Изучая его, каждый раз вы будете делать удивительные открытия!

И поверьте,
Кто русский плохо знает,
Тот многое в жизни теряет!

Любите русский язык! Изучайте русский язык!

4. Учащиеся читают стихи о русском языке.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, Русским языком.

Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки –

Страницы волшебных чарующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете,
За круглым столом,
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ведущая: Ну что ж, дорогие ребята, сейчас мы снова посмотрим сценку, т. е. послушаем один разговор. Такой разговор можно и среди вас услышать.

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.

— Как живёшь? – спрашиваю.

— Ты, говорят, болел… Теперь — всё в порядке?

— Ну, я же говорю – нормально.

— Странно ты говоришь…

— Ты считаешь – нормально?

«Да –а, грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда – то был вполне нормальный человек!»

Ведущий: Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.

Наш долг, ребята, любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык.

1. На свете много стран больших и много малых есть.

И для народностей любых язык свой – это честь.

Вьетнамец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн –

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

2. А я судьбу благодарю, –

Мне счастья выше нет, Что вот по-русски говорю

3. Спокоен, весел и певуч, насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч, и грозен для врагов.

4. Суворов ободрял солдат на русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял на русском языке!

Законы Менделеев дал на русском языке!

5. Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,

Я в Москву, я в Россию влюблен.

Слушай, мир! Я люблю тот язык,

Что по-русски могуч и велик!

6. О русской речи ширь и кратость!

Мне дорог строй ее и мил.

Моя опора, гордость, радость,

Окно в необозримый мир.

7. Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили,

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

8. Когда с обозом парни шли босые

В Москву, что их манила испокон,

И юная петровская Россия

Учила иноземный лексикон,

Могли ли хоть представить наши предки

Ту светлую минуту торжества

Когда начнет весь мир с упорством редким

Российские заучивать слова!

9. И однажды пушкинские строки

На моем, на русском языке,

Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,

Силу потерявший на войне.

Строки шли, как волны, выше, круче

Слушал парк, дыханье затая,

И слиянье пушкинских созвучий

В городе чужом узнала я.

Не кокетство музыки капризной,

Не эстетов стихотворный крик –

Это был язык моей отчизны,

Точный, самый правильный язык.

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой

И каждый вздох понятен мне на нем.

11. Я люблю тебя, русский язык!

Он понятен для всех,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.

12. Будто хлеб ржаной он пахуч,

Будто плоть земная живуч,

Изучайте русский язык!

В нем былинное волшебство

И надежд людских торжество.

13. Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик.

Я люблю тебя, русский язык.

А сейчас мы посмотрим сценку «Несуразные вещи». А вы, ребята, догадайтесь, почему стали возможны такие «несуразные вещи».

Сценка «Несуразные вещи»

— Чего это ты несешь?

— Несу разные вещи.

— Несуразные? Почему они несуразные-то?

— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел.

— Да ведь ты говоришь «не сумел». Что не сумел-то?

— Мел несу. Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

— Ну, если ему жена добудет, зачем ты несешь?

— Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит. .

— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.

— И ничего? Симпатичная?

— Красивая. Зеленая такая.

— Постой, постой. Это что — у нее волосы зеленые, что ли?

— У какой Тамарки?

— Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка. ».

— Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка

давно ищет. Там арка нарисована!

— Ага! Все-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.

— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне!

— Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

Неделю русского языка объявляю открытой.

Желаем Вам творческих успехов, интересных мероприятий и побед!

В добрый путь, дорогие друзья, в Страну Русского языка!

Пусть Ваше путешествие будет полезным и увлекательным! Удачи вам, ребята!

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!

Открытие недели русского языка и литературы сценарий

Открытие недели русского языка и литературы

(звучит волшебная музыка)

С: Жил был Колька Берендей.
Узурпатор и злодей
Жизнь в евоном бренном теле
Протекала без затей
Утром ел он манну кашу
Пил квасок да простаквашу
В школе он играл в лапту
В основном же бил балду
С учителями воевал,
Пример плохой всем подавал
Помаленьку-понемножку
Колька — двоечником стал

К : Не, ну а чё сразу двоечник? Тут причина ж важная есть! Во! Про неё и говори!

(волшебная музыка, выходит рассказчица)

С: Хватит тута глотку драть

Всем пора уж рассказать

Что за важная причина

Школу Так не уважать

(обращаясь в зал)

Вобчем Колька ентот вот

Он уроки не любил

«На них скучно!» говорил

К: Не, ну а чё? Не так что ли? Ещё бы не скучно на уроках было. На русский пойдешь – правила, правила, исключения тысяча, мильонов штук, на историю придёшь цифры, даты, цари какиет там, я чёт прям уже не знаю. А про иностранный – я вообще молчу…

С: Да-а-а, тяжёлый случай. Скучно, Коленька, не потому, что предметы такие, а потому, что ты сам интерес к ним не проявляешь.

К: А чё его проявлять-то? Что в науках интересного?

С: Это ты, Колечка, зря так говоришь…знаешь, сколько всего захватывающего можно в любом предмете найти?!

К: Прям абсолютно в любом.

С: Абсолютно

К: Да ну?

С: Ну, да! Впрочем, долго объяснять. Давай, я тебя в волшебную страну ФИЛОЛОГИЮ отправлю, там ты всё и поймешь?!

К: Куда?

С: Не куда, а ФИЛОЛОГИЮ!

К: Никуда я не пойду, нечего мне там делать! Я вон лучше…в «танчики» на компе поиграю!

С: В общем, снаряжайся, братец, в путь

В ФИЛОЛОГИЮ чуть-чуть побудь

Много нового узнаешь

И ишо чего-нибудь.

(вырывается)

Не смогешь — кого винить?

Я должна (вытаскивая топор)тебя казнить.

Тут сурьезное ведь дело

Ты улавливаешь нить.

К: Нешто я да не пойму

При моем-то при уму.

Чай, не лаптем щи хлебаю,

Сображаю, что к чему.

С: Гляньте, как мы стихами заговорили

(размышляя) надо почаще на уроки с наглядными пособиями ходить!

Читать еще:  Сценарий про город зима иркутской области

С: Так вот это, стихоплёт,

Ты мою послушай суть

С тем, кого там повидаешь

Ты повежливее будь

К: Не, ну а чё я? А я т чё?

С: Ты опять в свою дуду?

Сдам в тюрьму, имей в виду!

Я ж не просто балабоню,

Речь сурьёзную веду!

К: (вздыхает, уходит)

(сказочная музыка)

С: И пошел наш хлопец в путь

В ФИЛОЛОГИЮ чтоб заглянуть

А навстречу ему царь

Стороны той государь.

(Царь в халате красит забор)

К: Опачки, какие люди? Ты что ль царь?

Ц: Ну, я!

К: А что так одет…гламурненько . У Юдакшкина что ль одеваешься?

Ц: О времена, о нравы! Забыл, что сказочница говорила?

(С. выходит из-за кулис с топориком под угрожающую музыку)

К: Да я ничего, я так, пошутил…Стало быть ты царь?

Ц: Царь

К: А какой?

Ц: А догадайся. Жил я в ___ веке. Флот в стране нашей построил. Картофель из Голландии завёз. Бороды всем боярам сбрил и окно в Европу прорубил! (встаёт в позу Петра, вопросительно глядит на К.) Ну?

К: М-м-м…помощь зала можно?

Ц: Нет! Я – медный всадник!

К: Звонок другу!

Ц: Нет! Я Санкт Петербург основал!

К: 50 на 50

Ц: Треуголку я ещё носил! Ну?

К: А-а-а…царь…Треуголкин! Да?

Ц: (мучительно) м-м-м…Огреть бы тебя…валиком

К: Не, ну а чё я? А я т чё?

Ц: А знаешь ли ты, Коля, что я Пётр I ?

К: Да ладно, а ещё что-нибудь расскажи! А?!

Ц: Ты в какой школе учишься? В Курасовской? Так вот у вас с этого дня начинается неделя русского языка и литературы. Принимай участие во всех мероприятиях и не такое ещё узнаешь!

К: Ух ты?

Ц: Иди, чтоб глаза мои тебя не видели!

Голос за кадром

Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем наш праздник сегодня
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Ведущий 1
Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Ведущий 2
Есть привычное выражение – «владеть языком». Действительно мы в детстве овладеваем родным языком, затем иностранным. Но чем глубже исследуют ученые взаимосвязь языка и мышления, тем больше подтверждают, что язык владеет человеком.

Ведущий 1
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык — яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. »

Ведущий 2
Но знаешь …., русский язык очень трудный, много правил, исключений… Мне вот вспомнился один анекдот про русский язык:
Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит детям (с грузинским акцентом):
«Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель»и «нашель» пишутся без мягкого знака на конце. А слова «сол» и «фасол» — с мягким знаком. Обязательно запишите, дети, потому что запомнить это невозможно!

Ведущий 1
Вот поэтому многие ребята в школе не любят уроки русского языка. Русский язык – это словари, правила, ошибки…

Сценка «Учеба Ашипкина»
А ш и п к и н.
Кто меня звал? Я — Ашипкин! А вы кто?
Грамотей. Я знаток русского языка, а это мои друзья, ученики 7-го класса гимназии №46. Все мы пришли на праздник.

Ашипкин. Праздник! Это я люблю! На празднике бывают конфеты и подарки!

Грамотей. Да, да, конечно. Но сегодня необычный празд­ник. Сегодня праздник русского языка и литературы. Нам посчастливилось: мы говорим на русском языке. Наш язык удивительно гибкий, точный, богатый и звучный. А вот ты, Ашипкин, знаешь, почему русский язык называют богатым?

Ашипкин. Я не понимаю, как это русский язык может быть богатым? Вот человек может! А русский язык.

Грамотей. Ты глубоко ошибаешься, друг мой. Послушай, что об этом думают мои друзья.

Ученик. Русский язык называют богатым, потому что в нем очень много слов, позволяющих нам говорить и писать ясно, четко и красиво.

Грамотей: А чтобы еще лучше ты мог убедиться, что русский язык — путь к знаниям, давайте посмотрим, что может произойти с теми ребятами, которые плохо знают русский язык.

Сценка «На не­обитаемом острове».

Двоечники.
Двоечник1: Неужели мы на необитаемом острове?
Двоечник2: Можно ничего не делать!
Двоечник3: Не учить какие-то орфограммы правильного написания.
Двоечник4: Не склонять слова!
Двоечник 5: Клево! Скучно только, что веселых перемен нет!

Поют на мелодию песни «Вместе весело шагать».

Вместе весело скакать в переменку (3 раза)
И кого-то вдруг лягнуть под коленку (3 раза).
А в столовой все ребята жуют здорово:
Раз — котлета,
Два — пюре,
И все прожевано.
Выпьют чаю и бегут скорей по этажам,
Но совсем-совсем не хочется в школу нам.

Двоечник: Ой, что-то есть захотелось.
Двоечник2 : Да, сейчас хотя бы пирожок.
Двоечник3 : Так, обед откладывается. Солнце припекает. Давайте построим шалаш!
Двоечник4: А ты умеешь?
Двоечник5: Может, лодку построим?
Двоечник1: Ты что, здесь физику надо знать,
Двоечник2: Ура! Придумала! Давайте напишем письмо!
Двоечник3: Точно, давайте писать.
Все вместе пишут письмо на большом листе ватмана. Затем демонстрируют письмо зрителям:
«Мы, ученики Курасовской школы, папали на ниабитаемый остров
и просим помащи. Нас нильзя аставить на острове».
Двоечник5 : По-моему, здесь нужна запятая. (Ставит запятую после сло­ва «нельзя».) Теперь точно спасут. (Раздается гром, все двоечники вста­ют на колени, протягивая руки к небу).
Все:
Господи, спаси нас!
Двоечник 1: Помогите нам выбраться отсюда!
Двоечник 2: Я буду хорошо учиться!
Двоечник3: Я выучу все падежи!
Двоечник 4: А я — орфограмму правописания безударных гласных! Все: Мы все будем делать правильно — только спаси! Грамотей. Вот что бывает, Ашипкин, если не учить русский язык!
А ш и п к и н . Ребята, большое вам спасибо за этот праздник. Я понял, что русский язык — путь ко всем знаниям. На русском языке можно общаться с людьми разных националь­ностей. Мне очень стыдно, что я даже в своей фамилии допускал ошибки, теперь я знаю, что надо писать не Ашипкин, а Ошибкин.

Наш язык — язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Ведущая 1 . Грамматика менялась с годами , и подтверждением этого является следующий рассказ .

«Седьмой падеж»

Приди ко мне ,брате, в Москву, — обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?»

В современном языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением ( в качестве обращения).

Слово учителя: Послушав все, что сегодня мы говорили о языке, можно сделать вывод : Язык- явление развивающееся, нужно постоянно изучать его, беречь.

Предметная неделя это скучно,
Мы знаем все, ничем не удивить.
Быть может, будет лучше,
Предметную неделю отменить?
Профессор:
Как можно? Вы простите!
Тогда, быть может, жить без языка?
Зачем читать, писать учиться?
Зачем историю, географию нам знать?
Давайте отдыхать и веселиться,
Давайте в облаках летать!
Принцесса:
Нет, нет, постойте, уважаемый Профессор,
Что значит жить, существовать без языка?
Как нам общаться? Так неинтересно.
Я не согласна! Не согласна! Ни-ког-да! Повелеваю! Во вторник всем беседы провести,
Узнать как можно больше о писателях, поэтах,
Перелистать все книги, словари,
И в просвещенье я не потерплю запретов! А в среду грамотность пускай проверят срочно,
Мы должны знать, кто лучше, кто мудрей,
Определить всех знатоков МОГУЧЕГО,
Помощники пускай помогут поскорей. Ораторы нужны нам в государстве,
Поэтому в четверг узнаем мы,
Кто лучший чтец в великом царстве,
Кто постоит за честь страны.

Профессор:
Но, но, спокойно! Разошлась ты, матушка!
Не уж-то ты надеешься найти
И умных, и начитанных, и знающих?
Уверен стопроцентно, нет таких!
Принцесса:
И не указывай! Я знаю, что я делаю!
Повелеваю отыскать!
И в пятницу проверку знаний сделаю,
Кто знает то, чего нельзя не знать.
Здесь будут конкурсы, брейн-ринги, викторины,
Здесь будет всё: и слезы радости, и смех.
Прошу вас, взвесьте, рассчитайте силы,
Вас впереди удача ждет, успех! А дальше праздник ждёт вас и награды,
Вы слышите? Вам постараться надо!
Ждет путешествие в Великую Страну!

*Принцесса и Профессор удаляются.
*Звучит фрагмент песни «Школьная страна»

Я с ученицей был знаком:
Выписывая цифры,
Она водила языком,
Как обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать,
Ведь это очень грустно!
Нам дан язык, чтоб отвечать
Не письменно,
А устно!

Ведущий: Что значит «водить языком»?
(Повторять)
А как называется это и подобное ему выражение?
(Фразеологизмы)
Фразеологизмы помогают передать информация ярко, образно.
А сейчас предлагаем зрителям небольшую разминку «Шарики за ролики».

Закончите фразу, написанную на шарике.
Участники берут заранее приготовленные воздушные шарики, на которых написаны выражения о языке, учении не полностью. Они раздают шарики зрителям в зале и предлагают закончить выражения.

Примеры: Язык мой — …. (враг мой)
Держать язык за….(зубами)
Век живи, век….(учись)
Ученье – свет, неученье — ….(тьма)
Язык до Киева….(доведет)
Учиться – всегда….(пригодится)
Прикусить….(язык)
Филькина….(грамота) и др

Ведущий: Дорогие друзья!
Неделя русского языка и литературы считается открытой! Вас ждут интересные мероприятия наших педагогов. Мы надеемся они вызовут у вас желание изучать русский язык, читать произведения русской литературы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector