Fotosalon3x4.ru

Фотожурнал про Счастье
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Открытие декады русского языка и литературы сценарий

Сценарий открытия недели русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «СОШ №25»

Сценарий
открытия недели русского языка и литературы

Автор: Садомова Антонина Петровна,
учитель русского языка и литературы

Абакан, 2016
1-й ведущий: Здравствуйте, ребята!
С 19 – 24 января в нашей школе будет проходить неделя русского языка.
Сегодня мы поговорим о культуре речи.
А. П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать самую сложную мысль. Говорить красиво, правильно мы учимся у классиков русской литературы. И нам есть чем гордиться. Однако в последнее время все чаще можно быть свидетелями таких диалогов.

Сценка 1
Вот это кино!

Учитель запаздывал, и девятый класс тихо шуршал, умирая со скуки. Вдруг дверь распахнулась, и влетел Синицын, видно, с какой-то новостью.
— Вот это кино – воскликнул он. – Вчера такой фильмик посмотрел!
Мальчишки мгновенно собрались вокруг него.
— Ну, такое там было, ну воще! – начал Синицын, отчаянно жестикулируя. – Один взял палку – ну воще! – А тот, другой, его не понял: раз – ногой! А который в окно прыгнул, как даст этому! А этот в бронежилете был и тому, с часами, – в лоб. Сейчас покажу
Синицын расставил ноги и раскинул руки, приняв вид летящей птицы, потом пригнулся и с криком «Кия!» ударил ногой в воздух.
Приемчик всем понравился.
Никто не заметил, что учитель уже пришел и с интересом наблюдает за происходящим. Пришлось сесть по местам. Лишь Синицын, не понимая, в чем причина невнимания к его рассказу, продолжал буйствовать.
— Будем заниматься каратэ или историей? – спросил учитель, открывая журнал. И когда шум улегся, продолжал: — Да, Синицын, ты про фильм так рассказал, что теперь его смотреть не захочется. Взяв линейку в руки, учитель усмехнулся и начал:
— Я вам сейчас такое расскажу! Вот одни напали на Францию. Ну, а эта – такая смелая! – берет меч, одному – раз, второму – раз, они сразу откололись. Ну, в общем, та, как её? Ну, эта Жанна д` Арк!
Учитель обвёл взглядом класс:
— А теперь, Синицын, расскажи, что ты узнал о Жанне д` Арк?
Синицын утёр пот со лба и сказал:
-Я не знал, что она такая крутая! (Егор Макеев)

2-й ведущий: Знакомая ситуация, не правда ли? Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.
А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать,
Но решил помолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел – встал,
Сел – встал
И сел снова.
Устал
И упал,
Так и не взяв слова.

Сценка 2
Встретил я одного приятеля. Давно не виделись с ним!
— Как живёшь?
— Нормально.
— А с учёбой как?
— Нормально.
— Ты, говорят, болел. Теперь всё в порядке?
— Нормально.
— Хорошо, значит?
— Ну я же говорю – нормально.
— Странно ты говоришь.
— Почему? Нормально.
-Ты считаешь – нормально?
— Нормально.

1-й ведущий: А этот я услышала в магазине. Исправьте, пожалуйста, речевые ошибки.
— Кто крайний? Мне полкило шпига и творога.
— Шпика нет, спросите в другом отделе.
— Шпик – шпион, а мне шпига, сала, нужно.
— Ложите сюда, в целлофановый пакет.
(Учащиеся исправляют замеченные ошибки).
Итак, когда мы говорим крайний – последний?
Крайний – находящийся на краю: крайнее справа дерево, крайний срок.
Последний – конечный в ряду, в очереди.
1.Шпик – подкожное свиное сало в кусках (обычно просолённое).
2.Шпик – разг. Тайный агент полиции по слежке за кем-либо.

2-й ведущий: Послушайте стихотворение и скажите, как всё-таки произносится слово творог?

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее – творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, —
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!»

Какую произносительную ошибку допустил кассир? А как нужно правильно сказать?
(Распродана).
Класть глагол несов. вида не употребляется с приставками (нельзя покладу).
Я кладу тетрадь на стол.
Ложить (просторечн.) не употребляется без приставок. Я положу тетрадь на стол.
Без приставок слово ложить употребляется только с возвратным суффиксом –ся: ложись, ложиться. Ложись спать. Листья желтые нам под ноги ложатся.

1-й ведущий: Люди путают два абсолютно разных слова: целлофановый и полиэтиленовый. Разница между ними, по свидетельству специалистов, большая.
Целлофан – это блестящая, гибкая прозрачная пленка из вискозы.
Полиэтилен – пленка из определенных марок полимеров.
В настоящее время большим спросом пользуются именно полиэтиленовые, но никак не целлофановые мешки, пленки и т. п.

Тонкость выражений
Ю. Благова (читает учащийся)
Я в автобусе стоял,
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал:
— Вы сейчас встаете.
Нам к ответу бы призвать
Этого героя:
«Объясни, как может встать
Тот, кто едет стоя?»
Но автобус не привык
Видеть суть ошибок,
Да к тому же наш язык
Беспредельно гибок,
И стараются в пути
Дяди или тети
Всех стоящих впереди
Спрашивать: «Встаете. »
Двух гражданок городских
Слушал я при встрече,
Заурядные у них
Обороты речи,
Никаких таких примет,
Только многократно
Там, где надо, там, где нет,
Слышится обратно:
— Главк обратно ордер дал
Нашему соседу,
— А у нас большой скандал
Был обратно в среду
Я, бодрясь по мере сил,
У врача в передней
Ожидающих спросил:
— Кто из вас последний?
И сейчас же был ответ
Выдан громогласно:
— В наши дни последних нет.
Я здесь крайний Ясно?
Так сострил какой-то бас,
И не без успеха.
Ожидающие враз
Взвизгнули от смеха.
Но сказал я в свой черед
Со злорадством тайным:
— Хорошо смеётся тот,
Кто смеётся крайним!

Какое значение имеет слово обратно? (Назад).

Сценка 3
— Ты на следующей остановке сходишь?
— Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Ты слезаешь?»
— Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Ты на следующей остановке выходишь?»
— Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Ты встаешь?»
— Ну и ну! Да я и так стою, а не сижу. Зачем же спрашивать, встаю ли я?
— Тогда и оставайся в автобусе, если русского языка не знаешь.

Кто прав в этой ситуации?
Сходят с парохода, катера, поезда;
по трапу, ступенькам вниз.
Входят (внутрь) в автобус, троллейбус.
Выходят (наружу) из автобуса, троллейбуса.
Входят, выходят, сходят в автобусе, троллейбусе.

2-й ведущий: Итак, владение культурой речи – своеобразная характеристика человека. Наша речь нормированна. Как вы это понимаете? Чем закреплены нормы? Для чего их нужно соблюдать?
К. И. Чуковский писал: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того им оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз.
Сказать это нужно с категорической строгостью.
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Умейте же сберечь
Наш дар бесценный – речь. (И. А. Бунин)

Читать еще:  Сценарий мероприятия золотая осень для начальной школы

1-й ведущий: На этом наше выступление окончено. Желаем Вам успехов в олимпиадах,
в овладении секретами русского языка, чтобы вы говорили правильно и вас правильно понимали.

Сценарий открытия декады русского языка и литературы

Учитель : Шаповалова Л.И.

2016/17 уч.г.
Цель проведения декады русского языка и литературы : привитие интереса к искусству слова через внеклассную работу, повышение языковой
культуры и развитие интереса к учебным предметам, расширение лингвистического кругозора, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Задачи: стимулировать интерес учащихся к изучению учебных предметов;развивать мышление, память, внимание, логику; воспитывать интерес к учению и формировать познавательную активность.

Ведущий: Здравствуйте, друзья!
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем наш праздник сегодня
Наш гордый, наш русский, родной наш язык.
Мы рады сообщить Вам об открытии в нашей школе декады русского языка, литературы!
(выходят Пушкин и Дима)Пушкин:
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явился ты
Как мимолетное виденье,
Жаль, не хватает чистоты!
Дима: Кто бы говорил о чистоте? Сам-то весь в черном.
Пушкин: А ты не узнал меня?
Дима: Нееет!
Пушкин: Я- солнце русской поэзии!
Дима: Что-то припоминаю.
Пушкин: Я основал русский язык. Я написал «Евгения Онегина» .Дима: А еще, еще подскажите
Пушкин: Нет, молодой человек, Я слышал, в вашей школе декада русского языка начинается, вот участвуйте во всех мероприятиях, уверен: найдете все ответы на свои вопросы.

1 ученик. Язык нам нужен и история нужна, Без языка не будет мир так дружен, Однако не доступны нам они, пока Мы мир невежества и лени не разрушим! 2 ученик. С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б ни нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век —
Всегда стремился к знанью человек
Ведущий: Знание языка, владение устным и письменным словом, конечно, имеет огромное значение в жизни, для общества. Недаром народная мудрость гласит: « Без грамматики не выучить и математики», «Учиться- всегда пригодится», «Сперва аз да буки, а потом другие науки».
3 ученицаЯ поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык , я онемею.
Утратив русский, стану я глухой.
4 ученик.
Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.
И пусть из чистых уст на Голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб русский наш язык мог возродиться снова!
(Звучат небольшие инсценировки о русском языке)
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:–Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…–Нет, не могу, нога болит, –ответил хмуро тот.-
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.– Да разве пишешь ты ногой? –неграмотный спросил.– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,Но без меня моё письмо никто не разберёт.
Из-за маленькой сестрицы
Я не выучил частицы.
Мне запомнилась вполне
Лишь одна частица «не».
— Замолчи!
— Не замолчу!
— Слезь со стула!
— Не хочу!
— Упадешь!
— Не упаду!
— Отойди!
— Не отойду!
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги.
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий.
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
«Что значит – «за»?
И «за», и «по» – предлоги. »
А хорошо бы за порог,
И мчаться по дороге.
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги.
4)Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес: е – два, и получил за это «два».
Укол я перенес: у – кол, и получил за это «кол».
Опять я перенес о – пять. Теперь, надеюсь, будет пять?

1-й: Русский язык – это государственный язык для 150-ти миллионов россиян и для 30-ти миллионов наших соотечественников за рубежом.
2-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Есенина и Пастернака.
3-й: Русский язык – свободы зарница!
4-й : Язык национальной гордости и достоинства!

  • 0008e298-a7ff289d
    Размер файла: 435 kB Загрузок: 7

Сценарий линейки на открытие недели русского языка и литературы.

Данный сценарий посвящён открытию недели русского языка и литературы в школе.В нём есть стихи и сценки, посвящённые русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий линейки на открытие недели русского языка и литературы.»

Сценарий линейки, посвящённой открытию Недели русского языка

Цель: нацеливание на Неделю русского языка, повышение эффективности изучения русского языка. Задачи: развивать интерес к предмету, творческую активность обучающихся; формировать коммуникативные УУД.

Ведущий: Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем «Неделю русского языка».

Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. На этой неделе мы проводим «Неделю русского языка». Все ученики с 5 по 11 класс на этой неделе могут показать все свои знания в области русского языка.

1. Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре–
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

–Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим России, тем более необходимо знать свой язык.

Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком? Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В. Гончарова О грамотее и больной ноге”.

2. Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею: — Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот.

– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Читать еще:  Сценарий современной свадьбы

— В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

3. Послушайте высказывания о русском языке.

Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (А. М. Горький).

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П. Сумароков).

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. (Пословица).

На этой неделе Вы должны продемонстрировать и показать все свои знания и умения в области русского языка, а также свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.

Пусть девизом «Недели Русского Языка» будет народная мудрость, которая гласит:

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»!

А русский язык следует изучать всю жизнь. Изучая его, каждый раз вы будете делать удивительные открытия!

И поверьте,
Кто русский плохо знает,
Тот многое в жизни теряет!

Любите русский язык! Изучайте русский язык!

4. Учащиеся читают стихи о русском языке.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, Русским языком.

Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки –

Страницы волшебных чарующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете,
За круглым столом,
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ведущая: Ну что ж, дорогие ребята, сейчас мы снова посмотрим сценку, т. е. послушаем один разговор. Такой разговор можно и среди вас услышать.

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.

— Как живёшь? – спрашиваю.

— Ты, говорят, болел… Теперь — всё в порядке?

— Ну, я же говорю – нормально.

— Странно ты говоришь…

— Ты считаешь – нормально?

«Да –а, грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда – то был вполне нормальный человек!»

Ведущий: Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.

Наш долг, ребята, любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык.

1. На свете много стран больших и много малых есть.

И для народностей любых язык свой – это честь.

Вьетнамец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн –

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

2. А я судьбу благодарю, –

Мне счастья выше нет, Что вот по-русски говорю

3. Спокоен, весел и певуч, насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч, и грозен для врагов.

4. Суворов ободрял солдат на русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял на русском языке!

Законы Менделеев дал на русском языке!

5. Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,

Я в Москву, я в Россию влюблен.

Слушай, мир! Я люблю тот язык,

Что по-русски могуч и велик!

6. О русской речи ширь и кратость!

Мне дорог строй ее и мил.

Моя опора, гордость, радость,

Окно в необозримый мир.

7. Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили,

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

8. Когда с обозом парни шли босые

В Москву, что их манила испокон,

И юная петровская Россия

Учила иноземный лексикон,

Могли ли хоть представить наши предки

Ту светлую минуту торжества

Когда начнет весь мир с упорством редким

Российские заучивать слова!

9. И однажды пушкинские строки

На моем, на русском языке,

Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,

Силу потерявший на войне.

Строки шли, как волны, выше, круче

Слушал парк, дыханье затая,

И слиянье пушкинских созвучий

В городе чужом узнала я.

Не кокетство музыки капризной,

Не эстетов стихотворный крик –

Это был язык моей отчизны,

Точный, самый правильный язык.

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой

И каждый вздох понятен мне на нем.

11. Я люблю тебя, русский язык!

Он понятен для всех,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.

12. Будто хлеб ржаной он пахуч,

Будто плоть земная живуч,

Изучайте русский язык!

В нем былинное волшебство

И надежд людских торжество.

13. Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик.

Я люблю тебя, русский язык.

А сейчас мы посмотрим сценку «Несуразные вещи». А вы, ребята, догадайтесь, почему стали возможны такие «несуразные вещи».

Сценка «Несуразные вещи»

— Чего это ты несешь?

— Несу разные вещи.

— Несуразные? Почему они несуразные-то?

— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел.

— Да ведь ты говоришь «не сумел». Что не сумел-то?

— Мел несу. Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

— Ну, если ему жена добудет, зачем ты несешь?

— Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит. .

— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.

— И ничего? Симпатичная?

— Красивая. Зеленая такая.

— Постой, постой. Это что — у нее волосы зеленые, что ли?

— У какой Тамарки?

— Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка. ».

— Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка

давно ищет. Там арка нарисована!

— Ага! Все-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.

— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне!

— Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

Неделю русского языка объявляю открытой.

Желаем Вам творческих успехов, интересных мероприятий и побед!

В добрый путь, дорогие друзья, в Страну Русского языка!

Пусть Ваше путешествие будет полезным и увлекательным! Удачи вам, ребята!

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!

Мероприятие к декаде русского языка «В гостях у Доброслова»

Мероприятие «В гостях у Доброслова» направлено на воспитание бережного отношения к слову, умению сказать «нет» «грязным » словам, задумываться над тем, что мы говорим.

Содержимое разработки

КГУ «Гимназия « БЭСТ»

«В ГОСТЯХ У ДОБРОСЛОВА»

УЧИТЕЛЬ КИЙКО Т.А.

Мероприятие к декаде русского языка «В гостях у Доброслова»

Цель: прививать любовь к русскому языку, выразить протест против сквернословия, захлестнувшего наше общество, показать разрушительную силу грязных слов, показать ответственность за сказанное, посеять интерес к доброму слову.

Читать еще:  Сценарий дня рождения девочке 10 лет

Оборудование: микрофоны, высказывания великих людей, ребусы, листы для ответов.

-Здравствуйте, друзья, сегодня вы в гостях у Доброслова. Догадываетесь, как появилось имя?

Слова – это нечто большее, нежели просто звуки. Слова имеют над нами власть.

Послушайте высказывания великих людей о языке:

Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал. — Саади, персидский поэт древности

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. — Константин Дмитриевич Ушинский.

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. – Лев Николаевич Толстой.

— Слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

Стихотворение Владимира Алексеевича Солоухина «Слово о словах»

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

— Речь — самый лучший показатель общей культуры человека, его интеллекта, нравственности. Если язык человека беден, пересыпан нецензурными выражениями, значит, дела его плохи. Грязное слово и нечистая мысль дурно характеризуют человека. Произнося грязные слова, человек сам зачеркивает удачу, выбрасывает энергию.

Больше читать. Жить чистым родником классической литературы. Народной мудрости. Это «лекарство» вылечило не одно поколение.

Стихотворение Виктора Федоровича Бокова «Доброе слово»

— А вы седой! –
сказали мне при встрече, —
А были черный.
— Был, — ответил я.
И что-то мне тотчас легло на плечи
И придавило камнем бытия.
— А вы – не стары, —
как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как будто крылья развязали
И туго свистнул воздух под крылом.
И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите « Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

-Давайте будем обращаться со словом очень бережно, чтобы никого не ранить. .А сейчас мы поиграем в слова, посоревнуемся в знании фразеологизмов, паронимов, антонимов, проверим свою смекалку и убедимся в очередной раз, что русский язык богат и велик, а засорять его «грязными » словами — это значит проявлять свое невежество. Надеюсь, что к категории таких людей вы не относитесь. И эта игра поможет вам обогатить вашу лексику.

Разделимся на 2 команды .

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).

Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)

И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)

Кожа да кости (худой)

Дырявая память (плохая)

На всех парусах (быстро)

Перемывать косточки (сплетничать)

Хоть кровь из носу (обязательно)

Сбить с толку (запутать)

Кот наплакал (мало)

Комар носа не подточит (идеально)

Клевать носом (дремать)

Пускать пыль в глаза (обманывать)

Как снег на голову (неожиданно)

Человек с головой (умный)

Набить оскомину (надоесть)

Задать стрекача (удрать)

Водой не разольёшь (неразлучные друзья).

Как в воду опущенный (грустный человек).

Толочь воду в ступе (бесполезная работа).

Седьмая вода на киселе (дальний родственник).

Набрал в рот воды (молчаливый человек).

Как в воду глядел (предсказал).

3. Сказочные фразеологизмы (закончите).

Поди туда — не знаю куда . (принеси то, не знаю что).

Скоро сказка сказывается (. да не скоро дело делается).

Это всё присказка (. сказка будет впереди).

И я там был (мед-пиво пил, по усам текло, а рот не попало.)

Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

(Прежде, чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеёнку).Какая команда первой ответит, той и балл.

5. Кто больше вспомнит слов с начальной буквой Э? В течение 1 минуты вы на листах пишете слова, начинающиеся на букву Э. (Экватор, экскаватор, экскурсия, экспедиция, экран, эмигрант и т.д. )

Пока команды пишут, СЦЕНКА о падежах для зрителей

Стихотворение для инсценировки. (2 учащихся- автор, Лежебокин)

А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Творить я не хочу.

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

Да, переделка, кажется,

А сам ты смог бы новые

— Спасибо . Но среди нас нет лежебокиных, правда, ребята? Мы продолжим игру.

6. Что такое паронимы? Объясните лексическое значение паронимов и составьте с ними словосочетания. Командам даются пары слов по очереди.

Адресат — адресант; (адресант — тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение),адресат — тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).

Абонент — абонемент (Абонемент — право пользования телефоном, книгами и т.д.

Абонент — лицо, пользующееся абонементом)

7.Подберите антонимы к словам.

Грубость – (корректность, учтивость)

Заключать (договор) – ( расторгать)

8.Блиц-опрос. Проверим вашу эрудицию! Отвечайте быстро, чётко, кратко.

Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)

Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

Имя подлого труса. (Леопольд)

Синоним преувеличения (Гипербола)

В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)

Город, в котором родился Пушкин (Москва)

Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух)

Образное определение (Эпитет)

В какой деревне жили дядя Фёдор и кот Матроскин? (Простоквашино)

В каком слове сорок “а”? (Сорока)

В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, сток)

В каком глаголе “нет” слышится 100 раз? (стонет)

Что надо делать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Кость — гость)

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?(суббота).

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. “ Здравствуй, отец”, — говорит боец. А старик ему отвечает: “Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ЖЮРИ. (сладкие призы)

-Вот и подошла к концу наша встреча. Надеюсь, друзья, что после этой игры вы стали еще умнее, добрее, задумались над силой слова. Хочется вспомнить слова поэтессы Людмилы Васильевны Щипачевой:

Счастливей, чем счастья подкова,

Дороже, чем горсть серебра,

Спасибо за доброе слово,

Спасибо за слово добра.

— Работайте над своей речью. Почаще говорите людям добрые слова, и вы увидите, как мир вокруг вас станет лучше!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector