Fotosalon3x4.ru

Фотожурнал про Счастье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Татарская музыкальная игра

Татарская музыкальная игра

Использование татарского музыкального искусства в

музыкально – дидактической игре детей старшего дошкольного

Автор: музыкальный руководитель МАДОУ № 91

Кировского района г. Казани

Почему я обратилась к этой теме…И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Татарский народ – это народ с богатыми песенными традициями, который действительно любит и ценит музыку. Песни помогали выжить в самые тяжелые годы и сберечь духовные ценности.

Татарская песня восходит к народным напевам, колыбельным, которые пели матери своим детям. Программа рекомендует нам использовать в музыкальном развитии народные колыбельные, игры с пением, плясовые и произведения композиторов, в том числе созданные специально для детей дошкольного возраста. Что посеешь, то и пожнешь, говорят в народе. В детском саду закладываются основы общего музыкального развития, здесь происходит приобщение к музыкальному искусству своего народа.

«Если мы сможем привить детям любовь к народным песням, народным традициям с малых лет, то с уверенностью сможем смотреть в будущее.» ( И. Шакиров, народный артист России и Татарстана). Есть надежда, что вспыхнувший в детских душах огонек любви к народной песне не погаснет, а это одно из условий сохранения основ культуры нации. Разучивание и исполнение песен, танцев, игр композиторов Татарстана, татарского фольклора в детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа, родного края, познакомить с подлинно художественными образцами – колыбельными, песнями. А игровая форма большинства фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в танцевально – игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.

Ознакомление детей с музыкой композиторов — классиков татарского народа — С. Сайдашева, А. Ключарева, Ф. Яруллина, Ж. Файзи; современных — Н. Жиганова, С. Губайдуллиной, Р. Еникеева, М. Музаффарова; композиторов специально сочиняющих и работающих в детском саду — Ф.Шаймордановой, Л. Хисматуллиной, Л. Батыр — Болгари; и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам татарской музыкальной культуры, что несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной любить не только и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений. Проанализировав программу и имеющиеся у меня материалы по татарской музыкальной культуре, в соответствии с методикой проведения музыкально — дидактических игр, я разработала ряд музыкально- дидактических игр с использованием музыки татарских композиторов и татарского музыкального фольклора, которые представляю ниже.

СОЛНЫШКО И ТУЧКА

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Наглядность: карточки трех видов — сияющее солнышко; солнышко, чуть прикрытое тучкой ( «спящее» ), тучка с дождем.

Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному.

Музыкальный репертуар: Колыбельная. З. Хабибуллин.

Марш. Л. Хайретдинов.

Танец клоуна. Ю. Виноградов.

  1. Детям раздают карточки и предлагают послушать 3 музыкальных произведения. Дети определяют характер каждого из них поднятием определенной карточки. Таким образом, на первом этапе дети определяют характер.
  2. Дети строят 3 круга группируясь, реагируют на звучание 3-ех контрастных произведений: 1) двигаются в своем кругу под марш;

2) спокойным шагом, мягким;

3) грустная — стоят.

3. Соревнуются 3 круга. Победители поощряются исполнением музыки с использованием музыкальными инструментами.

П Е С Н Я — Т А Н Е Ц — М А Р Ш

Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Наглядность: Такие же карточки, как и в предыдущем пособии. На маленьких карточках изображены флейта ( песня ), бубен ( танец ), барабан ( марш ).

Музыкальный репертуар: « Марш» С. Сайдашев; «Полька » Н. Жиганов; «Кем уяткан Лейлане» Ф. Хатыйков.

Методика проведения: Дети слушают поочередно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующим жанру пьесы , и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки.

Ч Е Й Э Т О М А Р Ш ?

Цель: Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.

Наглядность: Прямоугольная карточка разделена на три квадрата. На первом квадрате изображены марширующие пионеры; на втором — марширующие солдаты; на третьем — игрушечные солдатики. Три картонные фишки, разноцветные.

Музыкальный репертуар: «Курчаклар марши» Н. Жиганов; «Марш Советской Армии» С. Сайдашев; «Марш» Ф. Яруллин.

Методика проведения: Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые педагогом поочередно. По характеру звучания, по выразительным особенностям музыки дети должны догадаться, чей это марш, и закрыть фишкой соответствующую картинку.

Ч Е Й Э Т О Т А Н Е Ц ?

Цель: Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер танца.

Музыкальный репертуар: «Танец медвежат» Ю. Виноградов, «Танец джигита» Ю.Виноградов, «Лесной мотылек» Л.Батыркаева, «Танец клоуна» Ю. Виноградов, «Дедушка пляшет» Л.Батыркаева.

Проводится аналогично предыдущим играм.

В Ы Б Е Р И И Н С Т Р У М Е Н Т

Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Наглядность: Набор маленьких карточек с изображением разных детских музыкальных инструментов.

Музыкальный репертуар: Пастушок играет. Л.Батыркаева; Парень с гармошкой. Л.Батыркаева.

Методика проведения: Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания дети должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.

Т Р И Т А Н Ц А

Цель: Развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс.

Наглядность: Использовать цветные карточки, зеленая соответствует плясовой; голубая — вальсу, оранжевая — польке.

Методика проведения: Исполняются три танца – полька, вальс и плясовая — в разной последовательности. Дети узнают танец и поднимают соответствующую карточку. Музыкальный репертуар:

Музыкальный репертуар: Полька. З. Хабибулин; Вальс. А. Ключарев; плясовая — Апипа.

П О Д Б Е Р И К А Р Т И Н К У

Цель: Развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Наглядность: Используются фотографии, репродукции с картин, соответствующие образам музыкальных пьес.

Музыкальный репертуар: Весенние капельки. Р. Еникеев.

Методика проведения: Исполняется музыкальная пьеса. Детям показывают две репродукции и предлагают выбрать тот, который больше соответствует характеру музыки. Дети, объясняя свой выбор, рассказывают, какого характера музыка и почему картинка выбранная больше соответствует прозвучавшему произведению.

Р И Т М И Ч Е С К И Е К У Б И К И

Цель: Развивать у детей представление о ритме.

Наглядность: 10 маленьких кубиков, 10 больших кубиков.

Музыкальный репертуар: Ладушки Г. Гилязутдинова; Апипа, муз. и сл. народ., обр. Р. Еникеева; Дождик лей ! , сл. народные, муз. Р. Еникеева; Выгляни, солнышко! Из детского фольклора; Поезд, муз. и сл. Р. Гатиной. Ф. Батыршиной, обр. Г. Гилязутдиновой.

Методика проведения: Педагог исполняет попевку, обращая внимание детей на ее игровой характер и четкий ритм. Во время повторного исполнения предлагает им прохлопать ритмический рисунок попевки. Затем показывает кубики и объясняет, что ритмический рисунок можно сложить из кубиков, если представить, что большие кубики обозначают долгие звуки, а маленькие — короткие звуки. Попевка исполняется вновь, после чего кто-либо из детей с помощью педагога выкладывает из кубиков ритмический рисунок. Потом задание выполняет другой ребенок.

Читать еще:  Игра волшебная шляпа для детей

Проанализировав свою работу по данной теме, я убедилась в необходимости продолжать начатое в данном направлении, наметила для себя следующие пути своей деятельности.

Изучать передовой инновационный опыт других педагогов в данном направлении. Совершенствовать свои познания о татарской музыкальной культуре. Расширять ряд музыкально — дидактических игр, внедряя в непосредственную работу с детьми, создавая и придумывая новые, постоянно пополнять игротеку. Проводить постоянную практическую работу с воспитателями — консультации, семинары — практикумы — по расширению музыкального уголка в каждой группе по всем возрастам. Постоянно пополнять музыкальные уголки в группах новыми дидактическими играми, пополняя и совершенствуя старые. Привлекать родителей к данной теме в форме демонстрационно — выставочного материала, где постоянно знакомить с работой в данной области, музыкально — дидактическими играми, поясняя наглядно, как можно использовать музыкально — дидактические игры в домашней обстановке.

Музыкальная шкатулка народов Поволжья

Цель: ознакомить учащихся с историей, музыкальной культурой, обычаями и традициями других народов, проживающих в Поволжье.

Задачи:

  • Прививать дружбу и уважение к другим нациям.
  • Любить и ценить свой край.
  • Создание атмосферы праздника и добра.

Ведущий. Добрый день, дорогие коллеги – Елабужане и гости нашего города! Всем известно, что Елабуга – один из самых красивых, загадочных и древних городов нашей страны. Елабуга сегодня – многонациональный, современный город с уникальным историко-культурным наследием.
Алып баручы: Исәнмесез, кадерле кунаклар.
Чиксез калын нарат урманнары, челтерәп аккан чишмәләре, балыкка бай күлләре һәм зур чал Чулманы белән Алабуга элек-электән кешеләрне үзенә җәлеп иткән.

Карап тормый ара еракка
Дуслар килә безгә кунакка.
Дуслык безнең – тормыш үзәге
Дуслык безнең – бәйрәм бизәге.

Авторская танцевальная композиция «Моя Елабуга» музыка и слова Е.А. Семёновой – показ костюмов народов Поволжья. (дети садятся на места)

Вед. Все народы, проживающие в Елабуге – различны. Как у каждой птицы – своя песня, так у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура. Но всех нас объединяет одно – наш город находится в Татарстане, а следовательно, все мы должны знать татарский язык. Сегодня у нас праздник, присутствуют представители русской, татарской, марийской, чувашской, башкирской национальности. Мы будем разыгрывать праздничную лотерею. Я знаю, что все вы умеете дружить ,поэтому наш праздник получится весёлым и интересным, к тому же у вас будет возможность показать свои знания татарского языка. Здесь, в этой шкатулке – лотерейные билеты, а так же призы. Кстати, наша лотерея беспроигрышная, а призы мы будем дарить себе сами – музыкальные. Итак, я достаю билет № 1, звучит первый вопрос:
– На празднике играть и петь и веселиться нужно, ответьте дети, как же на татарском будет слово «Дружба»?
– Дуслык.
Правильно.

Ребёнок.

Сегодня дружбы Дом в Елабуге построим мы,
Ему отныне процветать и разрастаться,
И мы горды, что гости всей поволжской стороны,
Готовы в Доме дружбы собираться.

Вед: Как же будет на татарском Дом?

Дети: Өй.
Вы совершенно правильно ответили на этот вопрос и заслужили свой музыкальный приз.

Вед. Что же получает билет в качестве выигрыша? (Музыкальный приз обозначен на другой стороне билета )
Праздники веселые любите не зря
Заводи скорее песню, дорогая детвора.

Татарская песня “Туган ил”
Туган ил ул – алтын арышлар,
Туган ил ул – зифа камышлар.
Туган ил ул – иркен болыннар,
Болыннарда нәни колыннар.
2.Туган ил ул – зәңгәр диңгезләр,
Туган ил ул – үскән нигезләр.
Туган ил ул була бер генә
Бик кадерле безгә ул шуңа.

Вед. Я достаю из шкатулки следующий лотерейный билет, и звучит следующий вопрос:
– Ну а теперь попробуйте нас дети удивить, кто знает, как же на татарском слово « Мир» звучит?
– Дуслык.
Молодцы, вы заработали свой приз.

Ребенок.

Вы, конечно, слышали
Что веселою игрой
Славится наш край родной
Цветущий Марий Эл –
Неповторимый край
Зовем играть мы, не скучай!

Марийская игра «Шкеверетым мылам пу». «Уступи свое место»

Вед. Я в шкатулку снова руку опускаю, что за вопрос там, я пока не знаю. И так, разыгрывается следующий приз и звучит следующий вопрос.
Оно с улыбкой смотрит утром к нам в оконце,как на татарском будет слово « Солнце»?
– Кояш.
Вы совершенно правильно ответили на вопрос и заслужили музыкальный приз .
Ребенок. Как прекрасны башкирские игры! Равнодушным никто не уйдёт.
Посмотрите скорее на нас, мы покажем задорный наш класс.

Башкирская игра «Юрта» обработка Ю. Тугаринова

Вед. Я достаю из шкатулки лотерейный билет. Звучит вопрос:
– Будьте, дети, счастливы – везде, на всей планете.
Взрослые за вас всегда в ответе
Ну и кто нас снова удивит
Кто скажет ,как же на татарском слово «Счастье» прозвучит?
– Бәхет.
Заслуженный музыкальный приз в нашей праздничной программе.
Реб . С играми своими познакомить вас хотим
Позабавим и повеселим
Приготовились, что, все стоят на месте?
Знаете, как на Руси когда-то сватали невесту?

Музыкальная игра «Бояре, вы к нам в гости пришли»

Вед. У меня в руках следующий лотерейный билет. Я зачитаю следующее задание:

Милые цветочки,
Дети всей Земли!
Мы вас очень любим,
Вы нам так нужны!
Пусть знакомо каждому будет слово «дом»,
А отец и матушка
Вас встречают в нем.
Не болейте, солнышки,
Радость нам даря!
Будьте в этой жизни
Счастливы всегда!

Заключается вопрос наш в том, как будет на татарском слово «Дом»?

Молодцы, и это испытание вы прошли, получаете заслуженный музыкальный приз.

Татарская музыкальная игра.

Бала:

Халкыбызның йолаларын
Искә төшерик әле.
Күңелле итеп бүген
Уен үткәрик әле.

Вед.

Самое светлое слово на свете
Его знают дети на всей планете
Конечно» мама» Отвечайте без подсказки
Как это слово будет на татарском.
– Әни.

Вед. Вы правильно ответили и заслужили свой приз.
Девочка. Да, я маменькина дочка – артистка я и точка.
Эх, топну ногой да притопну другой!
Выходи скорей, Вадим,
Потанцуй со мной!
Вадим..Есть в Елабуге таланты! – говорю уверенно.
Коль народ ещё танцует, то не всё потеряно

«Спляшем, Ваня, спляшем» – песня

Вед. К сожалению, в музыкальной шкатулке остался последний лотерейный билет, а это значит, что наш праздник подходит к концу. Вы прошли все испытания, ответили на все вопросы, пели, играли и дружили. Этот лотерейный билет не обычный, это супер приз.

Песня «Күңелле сәяхәт» в исполнении 2 девочек

Иртәдән үк уянып
Матур уйлар уйлап.
Сәяхәткә юнәлдек
Туган яклар буйлап.
Әй рәхәт барулары
Дуслар белән бергә.
Күңелле сәяхәткә
Әйдә син дә, син дә.
Зал буйларын урадык
Бакчаларда йөрдек.
Матур җырлар җырладык
Биедек һәм көлдек.
Күргән шикелле булдым
Бары бүген-бүген.
Нинди матур икән бит
Туган яклар безнең.

На припев в зал входит Гульчачак, танцуя под пение девочек. После песни девочки садятся на места, а Гульчачак вносит сладкое угощение. (Дети становятся полукругом) и дает ведущей.
Алып баручы: Рәхмәт Гөлчәчәк.
Татар халкы элек-электән бик кунакчыл булган. Һәм аның иң күркәм ризыгы булып чәк-чәк тора.

Табын яме чәк-чәк
Дигән сүзләр йөри түгелме.
Һәрбер өйнең иң түрендә
Урын ала түгелме.

Читать еще:  Игра с зонтиком для средней группы

Вед. Чутким сердцем и мудрой рукою нам великая дружба дана. И живут неразрывной семьёю все народы и все племена!

Вед. Все они словно братья родные. Им навеки расти и цвести! Поезжай за моря-океаны, но дружнее страны не найти.

Стихи.

Вед. Поклон тебе, о Родина-красавица, на все времена!
Поклон тебе, Татарстан, да славится наша родная страна

Заключительная песня «Тугантел»

И туган тел,и матур тел.
Әткәм-әнкәмнең теле.
Дөньяда күп нәрсә белдем
Син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән
Әнкәм бишектә көйләгән.
Аннары төннәр буе әбкәм
Хикәят сөйләгән.

Алып баручы:

Аралар ерак димәгез
Килегез безгә дуслар.
Киң Чулман суы татлы
Халкыбызның йөзе якты.
Йөзе якты, күңеле киң.
Саубуллашу.

Конспект образовательной деятельности «Знакомство с татарскими народными играми». Калишкина Л.С.

в подготовительной к школе группе

Калишкина Лариса Сергеевна, воспитатель

ДС № 171 «Крепыш» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти

1. Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

— дать детям представление о республике Татарстан, о городеКазани, о традициях татарского народа;

— закрепить понимание того, что Волга объединяет множество народов, и все они называются «волжане»;

— формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству;

— воспитывать у детей ценность сотрудничества с другими детьми;

— развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности.

2. Задачи ОО «Познавательное развитие»:

— познакомить с предметами одежды татар;

— развивать сосредоточенность, наблюдательность, воображение, зрительное восприятие и формирование целостного представления о предмете, во время выполнения задания с пазлами.

3. Задачи ОО «Развитие речи»:

— развивать свободное общение детей с педагогом и сверстниками;

— расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, чекмень, читек, тюбетейка.

4. Задачи ОО «Физическое развитие»:

— познакомить детей с народными татарскими подвижными играми, их правилами, развивать желание использовать их в самостоятельной деятельности;

— закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх способствующих развитию физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве;

— закреплять умение выполнять правила в игре.

5. Задачи ОО «Художественно-эстетическое развитие»

— обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.

Материалы и оборудование:

детские национальные татарские костюмы: мальчика и девочки, карта России, фотографии и иллюстрации города Казани, флаг и герб Татарстана, картинки с изображением элементов национальной одежды, с людьми в разных национальных костюмах, конверт с пазлами: тюбетейка и калфак, магнитофон, кассета с песней «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова) изаписями песен на татарском языке, тюбетейка.

Образовательные технологии:

интерактивные — «Хоровод», «Цепочка», «Интервью».

ИКТ — видео – письмо из Казани, фотографии.

Предварительная работа с детьми: Дать представление о большой и малой Родина: знакомили детей с расположением России на карте, беседы на занятиях о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми, национальными костюмами разных народов Поволжья. Разучивали народные пословицы, загадки, игры.

Содержание:

Под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Воспитатель обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? (Россия)

— Покажите Россию на карте.

— Как называется город, в котором мы живём? (Тольятти)

— Покажите его на карте.

— На берегу какой реки стоит наш город? (Волга)

— Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире. На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).

— Как называются люди, живущие на берегах Волги? (Волжане.)

— Значит и русских, и татар, и мордву, и марийцев мы можем назвать волжанами? А россиянами? Почему?

— Послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья» (Приложение № 1)

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знакомились с жизнью русских, чувашей, удмуртов. А сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.

— А вы хотите побывать в Татарстане?

Столица Татарстана — город Казань. Казань современный красивый город.

Показ фотографий (на интерактивной доске): Казанского кремля, железнодорожного вокзала. (Приложение №2)

— Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб. (рассматривают) (Приложение № 3)

Воспитатель: Дети, нам пришло видео-письмо из Казани. Давайте его посмотрим.

На интерактивной доске демонстрируется видео-письмо. (Приложение 4)

Воспитатель: Сегодня мы встретимся с этими ребятами из Татарстана.

Звучит татарская народная мелодия.

В группу входят девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.

Воспитатель: Как вас зовут?

Дети: Рената и Дамир.

Рената и Дамир предлагают поиграть детям в татарскую народную игру «Тимербай», объясняя правила игры.

Рената проводит I вариант игры, а Дамир IIвариант. (Приложение №5)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.

— А что в нем такого красивого и необычного? (Украшено оборками)

— А это что? (Показывает на передник)

— А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка – тюбетейка.

Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)

— Давайте посмотрим, что в конверте. Дети достают картинки с изображением национальных татарских костюмов.

— Ребята, как вы думайте это женский костюм или мужской?

— Чем украшено платье?

— Что одето на платье? Как называется жилетка по — татарски?

(Камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показывает камзул).

На голове женщины носили калфак (закрепить). (Приложение № 6)

Дамир: Это мужской костюм. (показывает картинку)

— Что входит в мужской костюм? (Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой) (Приложение №6).

— Как называется мужской головной убор у татар?

— Какие элементы используются в украшении тюбетейки?

Рассматривают, как украшены тюбетейки (Приложение №7)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Не ошибись». Вам надо найти среди картинок людей в татарских национальных костюмах.

Дидактическая игра «Не ошибись»(Приложение № 8)

(показ фотографий на интерактивной доске)

Воспитатель: А теперь, я буду показывать вам части костюмов, а вы их называйте (жилет бархатный- камзул, калфак, чекмень, читек, тюбетейка,) (Приложение 8)

Воспитатель: Вы правильно назвали мужской головной убор – это тюбетейка. А есть игра с таким же названием. Давайте поиграем в неё.

Подвижная татарская игра «Тюбетейка» ИТ «Хоровод»

(Ребята под татарскую мелодию передают друг другу тюбетейку, тот, у кого останется тюбетейка, когда остановится мелодия, выходит в круг и показывает какое-либо татарское движение).

Игра «Собери мозаику» ИТ «Цепочка»

(Девочки собирают картинки калфака, мальчики – тюбетейки).

Татарская народная игра «Скок — перескок «(Кучтем-куч) (Приложение №9)

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с татарским народом, их традициями, их играми.

Дамир и Рената берут интервью у детей:

— Что нового вы сегодня узнали о нашей республике?

— С какими новыми словами вы познакомились?

— Какая татарская игра вам понравилась больше всего?

— Что вам показалось трудным?

— О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Воспитатель: Молодцы, все правильно. А самое главное, вы узнали, что Татарстан — это соседняя с нашей республика, а татары — наши соседи, и поэтому мы должны дружить друг с другом, помогать друг другу.

Читать еще:  Игра это я мороз иваныч

И в завершение я хочу вас всех угостить национальным татарским блюдом «Чак-чак».

Угощение татарским блюдом «Чак-чак»

Приложение №1

Владимир Степанов «Российская семья»

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один — черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

Видео-письмо. На экране дети в национальных татарских костюмах.

Рената и Дамир: Спросили нас: — Откуда мы?

— Мы с Волги, из Казани.

Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасём стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Подвижная игра «Тимербай».

Дети встают в круг, водящий в центре круга, произносят слова:

«Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

И красиво нарядились,

И ни есть, ни пить не стали,

Друг на друга поглядели,

И сделали вот так.

I вариант: водящий придумывает 2 или 3 запрещенных движения и показывает их остальным игрокам (например, приседание, хлопок в ладоши, мах рукой).Дети должны повторять движения водящего, но если он показывает запрещенное движение — нужно остаться неподвижным.

II вариант: водящий показывает игрокам разные движения, сначала медленно, а затем увеличивая темп.Дети должны повторять движения ведущего, но если он показывает запрещенное движение — нужно остаться неподвижным.Тот, кто повторил запрещенное движение, выходит из игры (в других вариантах получает штрафное очко).

Побеждает тот, кто «продержался» дольше всех или заработал как можно меньше штрафных очков.

Правило: Если игрок хотя бы попытался выполнить запретное движение, ошибка засчитывается, и он отходит назад.

Татарская народная игра «Скок — перескок «(Кучтем-куч)

Цель игры: развитие внимательности, умения ори­ентироваться в пространстве, укрепление мускулатуры ног.

Дети встают в обручи. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (обручем), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останет­ся без места, становится водящим.

нельзя выталкивать друг друга из обруча;

— двое играющих не должны находиться в одном обруче;

— при смене мест обруч считается за тем, кто рань­ше встал в него.

Не забывай старь

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Я хочу познакомить вас с некоторыми играми татарского народа.

В татарских сёлах и городах среди молодёжи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

Татарские народные игры являются неотъемлемой частью интернационального художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Создаётся эмоционально положительная основа для патриотического воспитания.

Серый волк (Соры буре)

Правила игры. Участнику, который изображает серого волка, нельзя выбегать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова: «не видать». Ловить убегающих можно только до черты дома. Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (за домом, в кустах). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

— Вы, друзья, куда спешите?
— В лес дремучий мы идём.
— Для чего туда идёте?
— Там малины наберём.
— Вам зачем малина, дети?
— Приготовить всем варенья!
— Если волк в лесу вас встретит?
— Мы же волка не боимся,
Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
— В лес иду я не боясь,
Соберу я ягоды,
И сварю варенье,
Милой бабушке моей будет угощенье.
Бабушку порадуем,
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов: «не видать» серый волк встаёт, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит туда, где прятался сам.

Займи место (Буш урын)

Правила игры. Делается заранее круг. Участники встают в круг. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу. Одного из участников выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока пощекочу
Никого в дом не пущу.
Как гусыня я гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги!
Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Минлебай (Тимербай, Гульбану)

Правила игры. Движения, которые показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и прочее). Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Минлебая. Он становится в центре круга.

Водящий говорит:
Пять детей у Минлебая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись,
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так, вот так!
С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Лисички и курочки (Толке heм тавыклар)

Угадай и догони! (Куып тот!)

Продаю горшок, кто возьмет? (Чулмек сатам, кем ала?)

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо. Играющие разделяются на две группы: горшки и хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок, продай горшок!
— Покупай, коль ты богат!
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай. Бери горшок.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трёх) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Лилия Гарифуллина, учитель татарского языка и литературы
МАОУ «Школа №141» г.Казани

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector