Подвижная игра команда быстроногих правила игры
Подвижные игры для учащихся 1–4-х классов
Место проведения: спортивный зал.
Описание: участники перемещаются свободно по залу в стойке баскетболиста: прямо, правым боком, левым боком, спиной вперёд, стараясь при этом, не задеть друг друга. По сигналу учителя они выполняют остановку в два шага и принимают стойку баскетболиста.
Выигрывает тот, у кого стойка выполнена правильно.
Примечания: игроки, правильно выполнившие упражнение, могут далее оценить и других участников.
“Братец Кролик, братец Лис”.
Место проведения: малый зал или любая площадка.
Описание игры: все участники игры строятся в одну шеренгу. Учитель идет вдоль шеренги за спинами учеников и задевает одного из них – это “лиса”. Затем все участники (“кролики”) расходятся по залу и говорят такие слова: “Если миску уронить — разобьётся миска, если близко лисий хвост – значит близко Лиска.”
После этих слов “лиса” громко кричит “Здесь я!”, при этом одновременно подпрыгивает вверх и поднимает руки, после чего ловит “кроликов”. Тот, кого “лиса” поймала, уходит в “лисий дом”. После остановки игры все ее участники снова строятся в шеренгу, и выбирается новая “лиса”. Игра продолжается.
Примечание:
- при выборе “лисы” учащиеся стоят с закрытыми глазами и сложив руки “лодочкой” за спиной. Кого учитель задевает за руки – тот “лиса”;
- если ребенок не хочет быть водящим, он кладет руки на живот;
- если во время первого периода игры участник был пойман, то в следующем периоде он не может быть “лисой” (при выборе “лисы” он кладет руки на живот);
- по мере усвоения игры учитель должен объяснить, что “лиса” не только быстрая, но и хитрая, поэтому она должна обмануть “кроликов” – не выдать себя раньше времени и выбрать в зале такое место, где больше всего участников игры (чтобы можно было сразу кого-то из них задеть);
- если “лиса” не крикнула “Здесь я!”, или не подняла руки (т.е. ее не было видно и слышно) – игра прекращается и выбирается новая “лиса”;
- оценка ставится самой быстрой “лисе” – она хорошо поохотилась; самой “хитрой лисе” – за хитрость; “кроликам”, которые не попались за все время игры или попались, но перед этим очень долго и ловко уворачивались от “лисы”.
“Быстроногие олени”
Место проведения: спортивная площадка или большой зал.
Описание игры: учитель выбирает четырех водящих – это “волки”, остальные участники “быстроногие олени”. “Волки” делятся на две группы: два “волка” – “загонщики”, другие двое находятся в “засаде”. По сигналу учителя “олени” убегают от “волков” на другую сторону площадки. “Волки-загонщики” ловят “оленей” по всей площадке, а “волки в засаде” – только на средней линии зала. После каждой перебежки подсчитывается количество пойманных “оленей”, после чего они могут снова занять место на площадке. Игра продолжается.
Примечание:
- количество перебежек и “волков” зависит от размеров площадки и от количества участников игры;
- пойманные “олени” могут выбывать из игры и находиться в специально отведенном месте. В игру они встают тогда, когда выбирается новая группа “волков”;
- “волки” выбираются из тех участников, которые не были осалены;
- оценка ставится лучшей группе “волков” и тем “оленям”, которые не были пойманы за все время игры.
“Вышибалы в квадрате”
Место проведения: спортивный зал, любая расчерченная площадка.
Описание: участники игры делятся на две команды, одна из которых будет находиться в квадрате 10 х 10 м, а другая за её пределами. По сигналу участники внешней команды начинают выбивать мячом своих соперников.
Примечания: игрок, которого выбили, садиться на скамейку.
Варианты:
- Выигрывает команда, которая выбьет всех противников за более короткое время.
- Выигрывает команда, выбившая большее количество игроков за определённое время.
“Жонглёры”
Место проведения: спортивный зал или любая площадка.
Описание: участники с маленькими мячами в руках располагаются по всему залу. По команде учителя дети выполняют подбрасывание и ловлю мяча: одной рукой, двумя, перебрасывая с руки на руку и т.п. Выигрывает тот участник (участники), который дольше всех останется на площадке.
Примечания: игрок, уронивший мяч, садиться на скамейку либо уходит “за кулисы” (специально отведённая для этого часть зала), и там продолжает выполнять упражнения с мячом.
“Команда быстроногих”.
Место проведения: спортивный зал.
Описание игры: две команды располагаются на волейбольной площадке, каждая на своей стороне. Участники строятся в колонну или шеренгу. На каждой стороне площадки находятся стойки, по одной или по две в каждой из зон волейбольной площадки, общее количество стоек соответствует количеству игроков в команде. Каждый участник команды знает, в какую зону он должен переместиться по сигналу. Участник должен добежать до стойки и вернуться обратно. Выигрывает команда, которая первой в полном составе построилась на линии старта. Линию старта, так же и расположение команды на ней, можно изменять. Возможно, также, выполнение определённых упражнений участниками около стойки. Кроме того, на каждом этапе игры игроки меняются зонами.
“Командная эстафета на местности”.
Место проведения: площадка вокруг школы.
Описание игры: участники делятся на две команды. Затем обе команды проводят осмотр местности, по которой будет проходить путь эстафеты, а также те препятствия, которые им необходимо будет преодолеть. По возможности на каждом этапе ставится судья. После этого команды проводят жеребьёвку, и одна из команд выходит на старт. Финиш определяется по последнему игроку. Затем стартует вторая команда. Результаты обеих команд фиксируются по секундомеру и в конце эстафеты сравниваются с учётом штрафных очков.
Препятствия в эстафете определяются с учётом спортивного оборудования, находящегося на площадке.
Между препятствиями команда передвигается бегом.
“Мышки-завитушки”.
Место проведения: спортивный зал или любая площадка.
Описание: участники делятся на две команды, каждая из которых образует круг. Обязательное условие игры-участники крепко держатся за руки и не расцепляются до момента окончания игры. Обе команды находятся на средней линии. Учитель или специально выбранный водящий говорят следующие слова: “ушки, сушки, плюшки, мышки, завитушки”. На каждое из этих слов участники команды должны “закручиваться”, пролезая под руками друг друга. В результате получится круг-“завитушка”. Затем водящий начинает вести счёт, а команды делают по одному шагу под счёт в сторону стены либо каких-нибудь ориентиров. Выигрывает команда, первая достигшая цели.
Примечания:
- счёт ведётся медленно, для того чтобы каждый из участников успевал сделать шаг
- ориентиром может быть освобождённый от урока ученик (или двое учеников), которые стоят с вытянутыми руками. Как только он коснётся кого-либо из приближающейся команды — то поднимает руки вверх, т.е. эта команда побеждает.
“Охота на лис”
Место проведения: игра проводится около школы или на любой ограниченной площадке.
Описание игры: все участники делятся на 2 команды, после чего проводится жеребьевка. Одна из команд становится “охотниками”, другая – “лисами”. По сигналу учителя “лисы” убегают и прячутся на местности. Через 30-40 секунд за ними вслед убегают “охотники”. Задача “охотников” — догнать или найти “лису”, осалить ее и привести за руку к “охотничьему домику”. Игра заканчивается, когда “охотники” переловят всех “лис”.
Примечание:
- участники команды “лис” надевают нагрудные номера;
- “охотники” находятся в так называемом “охотничьем домике” и обязательно стоят спиной к “лисам”;
- стартовая линия для команды “лис” находится в 5-10 метрах от “охотничьего домика”;
- “лисам” запрещается: заходить за ограничительные линии (забор и т.п.), залезать на деревья, прятаться в здании школы и отказываться идти с “охотниками”, если тот его осалил. Во всех этих случаях игрок – “лиса” наказывается штрафными очками и считается пойманным;
- “охотникам” запрещается драться с “лисой”, если та не хочет идти. В этом случае нужно добежать до линии старта и назвать номер “лисы”, нарушившей правила;
- если “охотник” осалил “лису”, то ему нужно взять ее за руку и довести до “охотничьего домика”. Можно также передать “лису” другому “охотнику”, а самому бежать дальше “охотиться”. Таким же образом можно передать номер “лисы”, нарушившей правила;
- побеждает та команда, которая, будучи командой “охотников” поймала всех “лис” за меньшее время;
- штрафные очки переводятся в секунды и вычитаются из времени, затраченного на поимку “лис” противоположной командой.
“Охотники, волки и ёлки”.
Место проведения: спортивный зал или любая площадка.
Описание игры: выбирается один или несколько водящих, (в зависимости от величины площадки и количества участников), которые располагаются в углу зала или с краю площадки — это охотники. Остальные участники – волки. По сигналу охотники выбегают из своего убежища и стараются осалить волков (мячом или рукой). Пойманный волк не выходит из игры, а “трансформируется” в ёлку – останавливается на месте и поднимает руки как ветви. Рядом стоящие ёлки могут перемещаться друг к другу, браться за руки и образовывать лес. Те волки, которых ещё не осалили, могут прятаться за ёлками или за лесом, но и в этом случае их можно осаливать. Выигрывает волк или несколько волков, осаленные последними (они и становятся охотниками).
“Рыжий кот”
Место проведения: спортивный зал или площадка.
Описание игры: учитель выбирает одного водящего – это “Рыжий кот”. Он становится в центре зала, а остальные участники игры (“мыши”) располагаются вокруг “кота” и берутся за руки. Затем “кот” приседает и закрывает глаза ладонями, как будто он спит. “Мыши” обращаются к “коту” с такими словами:
“Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Есть хочется, да лень ворочаться.
Вот и ждёт рыжий кот – может мышка подползёт!”.
После этих слов “мыши” разбегаются, а “кот” их ловит. Пойманные “мыши” садятся на скамейку и “горюют”, так как “кот” их съел. Игра продолжается 10-20 секунд, после чего “кот” выбирает нового “кота” из непойманных “мышей!. Затем “съеденные мыши” вновь входят в игру, и она продолжается. Игра проводится 3-5 раз.
Примечание:
- “кот” закрывает глаза руками для того, чтобы он не смотрел заранее на “мышь”, которую собирается поймать. Но “коту” разрешается разводить пальцы рук и исподтишка подглядывать за “мышами”;
- можно выбрать двух “котов” и даже трех, если игра проводится в большом зале (в этом случае они располагаются спиной друг к другу);
- по мере усвоения игры действия “мышей” усложняются – они могут ходить по кругу (на пятках, на носках и т.п.) или выполнять в кругу какие-либо упражнения на внимание;
- оценка ставится тому “коту”, который наловил много “мышей”, или “коту”, который очень быстро выбежал и сразу поймал несколько “мышей”; или “мышам”, которые не были пойманы за все время игры
“Самая меткая команда”.
Место проведения: спортивный зал или любая площадка.
Описание: участники делятся на две команды. Затем они перестраиваются в две колонны, принимая при этом стойку ноги врозь, руки — на плечи стоящему впереди. Самый первый участник держит в руках мяч. По сигналу этот игрок наклоняется вперёд и как можно сильнее катит его назад. Последний игрок получает мяч, бежит с ним вперёд и продолжает действие первого участника. Выигрывает команда, в которой капитан с мячом в руках снова окажется впереди команды. За победу команде начисляется одно очко. После этого выбираются другие капитаны, но схема игры меняется: участники закрывают глаза (или сами или впереди стоящему игроку), а игроки с мячами меняют своё местоположение, но при этом стараются находиться рядом друг с другом. По сигналу остальные участники открывают глаза, бегут к своим капитанам, строятся в том же порядке и повторяют предыдущее упражнение.
Игра повторяется 5-6 раз, при этом капитаны каждый раз меняются. Расстояние, на которое отбегают игроки с мячами, не ограничивается, но они должны находиться в поле зрения остальных участников.
Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Примечания: передача мяча осуществляется только после того, как в колонну встал последний её участник. Этот игрок должен подать впереди стоящему какую-либо звуковую команду или пароль: например — “ракета готова” или любую другую команду.
“Сыщики”
Место проведения: спортивный зал или любая спортивная площадка.
Описание: все участники располагаются лицом к стене. Учитель или водящий прячут в любом месте какой-либо небольшой предмет (например, ключ). По сигналу участники начинают искать спрятанный предмет. Кто найдёт первым — тот становится “лучшим сыщиком”.
Примечания: “лучший сыщик” может быть далее водящим.
“Хоровод”
Место проведения: спортивный зал или любая площадка.
Описание: все участники делятся на группы, в каждой из которых должны быть и мальчики и девочки. Группа берётся за руки и образует хоровод, стараясь при этом запомнить друг друга. Затем участники расходятся на противоположные края зала (отдельно: мальчики и девочки) и строятся в шеренгу. Далее все выполняют по команде учителя повороты либо какие-то другие упражнения, возможно с закрытыми глазами. По команде “Хоровод” участники должны соединиться в свои группы. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее других.
Примечания: место построения участников “Хоровода” желательно отметить фишками.
Подвижные игры в системе подготовки юных баскетболистов
В баскетболе разработано и предложено большое количество средств и методов подготовки спортсменов. Однако именно подвижные игры являются одним из основных вспомогательных средств при работе с баскетболистами.
Подвижные игры имеют довольно длинную историю существования и занимают определенное место в жизни человека. Их эффективность и целесообразность применения подтверждается современной практикой и имеет научно-теоретические обоснования. Поскольку помимо решения общих задач физического воспитания, подвижные игры позволяют решать специальные задачи обучения и тренировки.
Построение учебно-тренировочного процесса в баскетболе имеет свою специфику в использовании подвижных игр, предполагая их применение в нескольких направлениях.
Во-первых, подвижные игры в комплексе с контрольными тестами позволяют мне решить проблему отбора новичков, поскольку в игровом методе наиболее ярко и естественно проявляются индивидуальные особенности занимающихся.
Наблюдая за поведением занимающихся в процессе игры, можно оценивать:
- проявление инициативы и настойчивости;
- отношение к соперникам по игре;
- отношение к партнерам по команде;
- отношение к собственным ошибкам;
- дисциплинированность, требовательность;
- отношение к победе, поражению.
Только в игре мы сможем узнать ребенка, как разностороннюю личность. Порой самый замкнутый, не общительный ребенок раскрывает свои таланты только во время игры и в итоге из него получается результативный игрок.
С помощью подвижных игр решаются задачи создания последовательно-усложняющихся игровых ситуаций для развития специальных физических качеств и овладение технико-тактическим арсеналом.
Систематическое использование подвижных игр в младшем школьном возрасте позволяет повышать и расширять двигательный фонд занимающихся, что является хорошей базой для овладения надлежавшей спортивной техникой. Однако, выбор и планирование подвижных игр в структуре учебно-тренировочного занятия необходимо проводить с учетом положительного переноса навыков. Например, игры, связанные с метанием мяча на дальность и в цель, положительно скажется на эффективности передач мяча. В более старшем возрасте подвижные игры связаны с задачами, решаемыми на отдельных этапах и периодах подготовки и способствует положительному переносу тренированности и смягчению эмоциональной нагрузки, психологического “застоя, возникающего в связи со значительным ростом объема интенсивности физической нагрузки в процессе тренировки. Однако в зависимости от возраста занимающихся, и от поставленных задач учебно-тренировочного процесса меняется процентное соотношение применения подвижных игр по отношению к другим средствам. Особенно актуально применение подвижных игр на начальном этапе подготовки.
Помимо специальных задач тренировочного процесса подвижные игры решают оздоровительные задачи, оказывая общее благоприятное влияние на рост юных спортсменов, на формирование правильной осанки, на развитие крупных мышц тела, на развитие сердечно-сосудистой системы. Развиваются необходимые физические качества. Овладевая техникой баскетбола, юные спортсмены в сложных играх совершенствуют координацию движений, усиливают контроль за эмоциями, что способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности в действиях, тактичности по отношению к партнерам по игре.
Игры, связанные с бегом на скорость и быстроту реагирования:
“К своим флажкам”.
Играющие разделившись на несколько команд (5-6 человек), становятся в кружки, начертанные по всей площадки. В центре каждого кружка — дежурный с флажком, отличающимся по цвету от других. Все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу разбегаются по площадке и становятся лицом к стене или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо меняются местами. Тренер дает сигнал, и играющие открывают глаза и бегут к своим флажкам, образуя кружок. Побеждает команда, построившись в кружок первой.
Играющие делятся на 2-4 команды и выстраиваются в колонны по одному. На против каждой команды располагается по гимнастической стойке. По сигналу первые игроки бегут к стойкам, обегают их и возвращаются назад. Игрок? первый пересекший линию старта, приносит своей команде очко. Далее по сигналу бегут следующие игроки и т. д.
Играющие свободно располагаются на площадке. Выбираются двое водящих. По сигналу салки начинают осаливать игроков. Если они кого-то осалили, то они меняются ролями с осаленными. Победитель — игрок, ни разу не осаленный водящими.
Игры, связанные с прыжками в высоту и «длину
Играющие образуют круг, в центре которого располагается водящий с длинной скакалкой в руках. По сигналу он начинает крутить скакалку, а играющие стараются через нее перепрыгнуть, не задев. Игрок, который задел скакалку, меняется ролями с водящим. Победителем считается игрок, ни разу не задевший скакалку.
Играющие разбиваются на две команды и располагаются напротив друг друга на лицевых линиях. По сигналу игроки команд прыгают (толкаясь двумя ногами с места) навстречу к средней линии. После прыжка первого номера отмечается линия его приземления, игрок возвращается в свою команду, а с места его приземления прыгает уже очередной игрок и т.д. Если последнему игроку удалось преодолеть линию соперника, то его команда побеждает.
Игры, связанные с метанием “Мячом в цель”
У каждого из играющих в руках по теннисному мячу, все они располагаются на линии метания. На расстоянии 10 шагов водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх. Задача играющих попасть в летящий мяч. За каждое попадание дается очко. Побеждает игрок, который за 8-10 попыток набрал больше очков.
Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на боковых линиях напротив друг друга. В центре кладется волейбольный мяч. У каждой команды по 6 баскетбольных мячей. По сигналу играющие бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой. Не разрешается останавливать мяч ногами или руками, а также выбегать в центр за баскетбольными мячами.
Игры, связанные с передачей и ловлей мяча
Играющие разбиваются на пары и располагаются на расстоянии 2-3 м друг от друга, образуя шеренги. У каждой пары мяч. По сигналу они начинают передавать мяч определенным способом, ранее оговоренным, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, сделавшая 10 передач без падения на землю.
Играющие образуют несколько команд, каждая из которых выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. По сигналу водящий передаёт стоящему первым в противоположной колонне игроку, а сам бежит в конец этой колонны, т.е. вслед за мячом и т.д. Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим. Выигрывает команда — первая закончившая задание.
Оздоровительная ценность баскетбола исключительно высока. Первостепенное влияние оказывается на функциональное состояние центральной нервной системы. Расширяются возможности и других функциональных систем организма, и особенно сердечно-сосудистой системы, в процессе игры происходит, положительные изменения в опорно-двигательном аппарате, укрепляется костная ткань, увеличивается сила мышц.
Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
- Анцупова Г.Л. “Давай поиграем!”, Ростов-на-Дону, 2000
- Балеева Л.В., Григорьев В.М. “Игры народов”, М.ФиС, 1998
- Балеева Л.В., Коротков И.М. “Подвижные игры”, М.ФиС, 1992
- Гуревич И.А. “300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию”, Минск. Высшая школа, 1994
- Кенеман А.В. “Детские подвижные игры”, М. Просвещение, 1995
- Коротков И.М. “Подвижные игры”, М. — Знание,1998
- Литвинова М.Ф. “Русские народные подвижные игры”, М. “Айрис пресс”, 2004
- Логинова М.И. “Развивающие игры”, С-Петербург, Дельта, 1998
- Размауль З. “100 маленьких игр”, М. ФиС, 1973
Подвижные игры
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: Меняются местами те, у кого … (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»… «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»… «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Час тишины и час “можно”»
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказала». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок — здороваемся за руку;
- 2 хлопка — здороваемся плечиками;
- 3 хлопка — здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Веселая игра с колокольчиком»
Цель: развитие слухового восприятия.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколmчик друг другу нельзя.
Подвижные игры без оборудования
№ п/п | Название игры, цель и ход игры | Правила игры | Примечание (примеры поддержки детской инициативы) |
1. | «Изобрази в паре» Задачи: умение договориться, ориентировка в пространстве, внимание Ход: По команде дети свободно передвигаются по залу. Звучит команда «Елочка!», «Корзина», «Гора», «Яма», «Лодка» | «Елочка»- встать спиной друг к другу, взяться за руки в стороны к низу «Корзина»-руки на плечи друг другу «Гора»- руки вверх, взявшись за руки «Яма»- взявшись за руки, присесть «Лодка»- сесть лицом друг к другу, взяться за руки и раскачиваться вперед-назад | Игру можно проводить с разным количеством детей в команде, но не менее 2-х. Дается право выбора |
2. | » В мире животных» Задачи: совершенствование двигательных навыков в ползании и прыжках Ход: Назначается или через считалку выбирается водящий, который выбирает способ передвижения всех игроков, в том числе и самого водящего. | «Медвежата»- бег на высоких четвереньках «Зайцы»- прыжки на 2-х ногах с продвижением вперед »Раки»- продвижение спиной вперед « Лягушки», «паучки» | Можно надеть игрокам хвостики- ленточки |
Пятнашки- повторяшки Задачи: совершенствование двигательных навыков, ориентировки в пространстве, развитие ловкости Ход: Дети врассыпную перемещаются по площадке, используя разные способы (бегая, прыгая, ползая и т.д.). | Водящий может запятнать догоняемого только при условии повторения его движения. | Догоняемый может выдумать движения самостоятельно | |
«Путешествие по дну моря» (тема может варьироваться – «по болоту» и т.п.) Задачи: совершенствование двигательных навыков, развитие ловкости Дети располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне кладется колокольчик или бубен. Все играющие, кто быстрее передвигаются на противоположную сторону площадки. Самый быстрый звонит в колокольчик и придумывает способ обратного передвижения. На другой стороне кладется еще колокольчик. Все, выполняя заданный способ возвращаются. Кто быстрее позвонит и т.д. | Водящий (первый раз это педагог) придумывает способ передвижения (соответствующий теме, например «крабы») | ||
«ЧУЧЕЛО» Цель:развивать ловкость, внимание, скорость движения, ориентацию в пространстве; учить вживаться в игровую ситуацию, точно передавать игровые образы, развивать грациозность движений и наблюдательность. Ход: Выбирается ребенок — ловишка. Он становится в середину круга и изображает Чучело. Дети водят вокруг него хоровод. Звучат слова: Ой, там ужасный кто-то, Похож на бегемота, Отчаянный на вид – Наверное, бандит! В огромной шляпе дранной На жерди деревянной! «Чучело» крутится вокруг себя на слова. Чучелу наскучило воробьев пугать, Захотело чучело с нами поиграть! | Дети разбегаются, а ловишка — Чучело их догоняет. Тот, кого осалил ловишка, выбывает из игры. | Дети заранее договариваются каким способом догоняет ловишка или каким способам убегают дети | |
Пчелки Задачи: развитие скорости, ловкости, координации движений, воспитание сообразительности, творческого воображения. Ход: за одной чертой размещаются все играющие. За другой находится 3-4 игрока — “пчелки”. Играющие высоко поднимая колени, идут к “пчелкам” и приговаривают Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и колючки, Через ветки и пенечки, Кто высоко так шагал — Не споткнулся не упал. (После этих слов останавливаются вблизи от “пчелок”) Глянь, дупло высокой елки… (Показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки) Вылетают злые пчелки! (“Пчелки” начинают кружится и изображать полет движениями кистей рук, согнутых в локтях. При этом произносят) Ж-ж-ж — хотим кусать! (А ребята хором отвечают) Быстроногих не догнать! Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой! Ребята убегают домой. За ними гонятся “пчелки”. Каждая хочет ужалить — запятнать кого-нибудь из играющих. | выигрывает тот, кто ни разу не был ужален Водящие не толкают детей, а дотрагиваются. | Способ передвижения во время слов играющие могут менять (бег, ходьба на носочках, полуприсядя, спиной вперед и т.д.) | |
«Баба- Яга» Задачи: развитие координации, ловкости, умения преодолевать препятствия Ход: Водящий- ловец «Баба- Яга» в руке держит мягкую палку, с помощью которой он будет пятнать «замораживать» убегающих. Водящий продвигается только на одной ноге. | Замороженные игроки должны принять произвольно позу статуи. Убегающие игроки не должны касаться замороженных игроков. В случае касания сами превращаются в статую. | Баба-Яга в центре круга, игроки встают в круг взявшись за руки вокруг нее. Продвигаясь по кругу говорят слова: «Баба- Яга костяная нога С печки упала ногу сломала. Побежала в баньку- испугала зайку. Побежала в огород- испугала весь народ» | |
«Магнит» авторская игра Задачи: развитие ориентировки в пространстве, развивать согласованность движений Ход: Выбирается ловишка, задачей которого является собрать большой «магнит». Для этого водящий пятнает игроков, которые собираются в плотный круг. | Круг строится в центре зала и сцепляются между собой таким способом, как им скажет водящий: за руки, под локти, руки на плечи друг другу, на пояс друг другу. Это может быть построение в шеренге или колонне. | «Магнит» не стоит на месте, а передвигается по заду. | |
«С кочки на кочку» Задачи: учить прыгать толчком с одной или двух ног, действовать по правилам, воспитывать дружелюбие Ход: На земле чертят две линии — два берега, между которыми болото ( расстояние между ними 20 м) | Играющие распределяются парами на одном и другом берегу, воспитатель чертит на болоте кочки — кружки (можно использовать обруч)на разном расстоянии дуг от друга. Дое детей по сигналу прыгает с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание воспитатель назначает, кому выводить детей и болото. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь выхода из болота. | ||
» Попрыгунчики» Задачи: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину. Ход: На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину круга — он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть запитнавшим, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Запитнавший становится пятнашкой. | 1. Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто из круга выбегает, выходит из игры. 2. Пятнашка преследует играющих, также прыгая на двух ногах. | Игра начинается так же, но запитнавший из круга не выходит, а становится помощником пятнашки. Как только число пятнашек увеличится до 5, четверо уходят за круг, а тот, кого запитнали последним, остается пятнашкой. Игра повторяется. | |
«Кто прыгает» Задачи: учить детей прыгать на двух ногах, приземляясь на носки полусогнутые ноги, развивать внимание, быстроту, укреплять своды стоп. Ход: Дети стоят по кругу воспитатель с ними. Он называет животных и предметы, которые прыгают и не прыгают, при этом поднимая руки вверх. | Воспитатель говорит: — лягушка прыгает, собака прыгает, черепаха прыгает, кузнечик прыгает и т. Д. по условиям игры дети должны сказать «да» и подпрыгнуть только в том случае если воспитатель назвал животное, которое действительно может прыгать. |
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.