Музыкальная игра колпачок
Русская народная игра «Колпачок»
Инна Костюченко
Русская народная игра «Колпачок»
Программные задачи:
Рассказать об основных обычаях, традициях русской культуры. Формировать начала добра через знакомство с народной культурой. Воспитывать у детей любовь и уважение к национальной культуре.
Словарная работа: Обогащение словаря – культура, обычаи, традиции.
Предшествующая работа: Чтение сказок разных народов, рассматривание иллюстраций, предметов народного быта, заучивание пословиц, поговорок.
Оборудование: Половики лежат на полу. Лоскутное одеяло, прялка, иллюстрации из народных сказок.
Ход занятия:
Дети в русских народных костюмах входят в зал под русскую народную песню: «Во поле березка стояла», рассматривают атрибуты, рассаживаются на стулья. Музыка затихает и я говорю:
«Каждый день нашей жизни не похож на вчерашний. Каждый день мы узнаем что-то новое, интересное. Быстро пролетают будни, наступают праздники, которые мы очень любим. А какие праздники вы знаете? (Дети отвечают: «Новый год, день рождение, день матери, 8 марта, 23 февраля, день пожилого человека, Масленица, Пасха, Иван Купала»). Все праздники разные и непохожие. В Новый год мы наряжаем елку, водим хороводы. Весну встречаем веточками вербы. Провожаем зиму, сжигаем чучело. На Масленицу – печем блины, на Пасху – красим яйца, на Ивана Купала – обливаемся водой.
А какие еще есть веселые и интересные праздники? Об этом мы еще узнаем в течение года. А вот откуда пришли эти праздники к нам, вы узнаете сегодня. Вот девочки надели сарафаны, мальчики белые рубашки. Почему? Потому что мы с вами живем в России, мы русские, а одеты на нас русские народные костюмы. Так ходили наши предки, такие костюмы мы видим на иллюстрациях к сказкам, на картинках».
Предлагаю детям для рассматривания иллюстрации из русских народных сказок.
«Еще мы читали сказки разных народов – немецкие (братья Гримм, французские (Шарль Перро, датские (Андерсен). В них люди носят не только другие костюмы, но поют другие костюмы, но и поют другие песни, у них есть свои праздники.
Песни, сказки, костюмы, праздники, обычаи – это все называется одним словом – культура.
Русский народ во все времена был очень трудолюбив, растил хлеб, разводил домашний скот. Женщины пряли, вязали и вышивали. Труд крестьян был очень тяжелым. Но после тяжелых, трудных дней наступали и праздники, которые все очень любили. На праздниках пели песни, девушки водили хороводы. И традиции, так или иначе, праздновать праздник бережно передавались от старших к младшим, из года в год и дошли до нас. Поэтому мы знаем, как и почему встречать праздники. Русский народ очень бережно хранит свои обычаи и традиции. И мы с вами будем приобщаться к ним.
А еще русский народ очень любил играть в народные игры. Вот мы сегодня с вами разучим игру: «Колпачок (паучок)».
Нужно выбрать водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Повторяю игру несколько раз, после чего занятие заканчивается.
Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5–7 лет) Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет) на 2013-2014 учебный год Сентябрь 1. Занятие.
Проект «Влияние русского народного искусства на творческое развитие детей дошкольного возраста» Тема проекта : «Фольклор и дети» Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители. Сроки реализации: долгосрочный.
«Разноцветные колпачки» музыкальное занятие в старшей группе
Проект музыкального занятия в старшей группе.
Тема: «Разноцветные колпачки»
Цель: Развивать интерес к музыке через ее проявление в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Закреплять умение выразительно исполнять песенный репертуар, формировать навыки пропевания интервалов б6, ч4 вверх и вниз; двигаться ритмично, соотносить движения с музыкой и реагировать на ее изменения; совершенствовать у детей чувство ритма в танце и игре на музыкальных инструментах, двигаться парами вокруг себя на носочках
Развивающие: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которой связаны с миром сказки, волшебства; танцевальное творчество, коммуникативные качества.
Воспитательные: Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного характера, расширять музыкальные впечатления детей.
Методы и приемы для активизации деятельности детей в процессе музыкального занятия:
— Игровая мотивация
— Создание проблемной ситуации
— Интерактивные средства обучения
— Художественное слово (стихи, подговорки, загадки)
— Упражнения для слуха и голоса
— Практические задания (выполнение музыкально – ритмических движений, пение, игра на детских музыкальных инструментах, восприятие)
— Анализ и выводы.
Предварительная работа:
— Знакомство с изображением ритмических длительностей, понятием «короткие» и «длинные» звуки. Работа с ритмосхемами;
— Работа с дидактическими пособиями: «Гусеница», «Потопаем, похлопаем»;
— Использование мультимедийных дидактических игр: «Овощные ритмы», «Кузнечик»;
— Рисование по музыкальным впечатлениям от прослушанных знакомых произведений;
— Обучение элементарным приемам игры на ложках, треугольниках, бубенцах, маракасах;
— Разучивание танца, игры, песен.
Материалы и оборудование:
— Музыкальный центр, диски с записями музыки
— Мультимедийное сопровождение, телевизор
— Музыкальные инструменты: ложки, маракасы, бубенцы, треугольники
— Иллюстрации
— Разноцветные колпачки
— Портрет композитора П. И. Чайковского
— Записка от Гномов
План музыкального занятия
— Вводная часть, организационный момент:
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ладошки» М. Картушиной
Развивать чувство ритма, вызывать эмоциональный отклик.
Создание проблемной ситуации, мотива для деятельности детей, определение цели.
— Основная часть:
Выполнение музыкально – ритмических движений:
«Великаны и гномы» муз. Д. Львова — Компанейца
Соотносить движения с музыкой, реагировать на изменения музыки;
«Хороводный шаг» русская народная мелодия
Формировать правильную осанку, развивать координацию движений;
Слушание музыки:
П. И. Чайковский «Баба Яга» («Детский альбом»)
Формировать у детей навык связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки, развивать речь, фантазию, образное мышление, обогащать детей музыкальными впечатлениями
Упражнения для развития слуха и голоса:
Ритмическая игра «Строим дом»
Развивать чувство ритма;
Пальчиковая гимнастика «Домик»
Развивать моторику рук, фантазию;
Скороговорка
Закреплять правильное произношение звуков.
Артикуляционное упражнение «Язычок – иголочка» Огородного
Развивать подвижность артикуляционного аппарата
Распевка «Игра на ладошках» сл. Н Пикулевой, муз. Е. Попляновой
Вырабатывать чистоту интонации, подготовить голосовой аппарат к пению
Исполнение песен:
Песня «Зимушка – Забавушка» муз. и сл. Н Шестаковой
Продолжать формировать у детей певческие навыки, закрепить чистое интонирование интервалов.
песня «Колыбельная для мамочки» муз. и сл. Н Шестаковой
Формировать эмоциональную отзывчивость на нежный характер музыки
Танец и игра на детских музыкальных инструментах:
Танец «Озорная полька» Н. Вересокиной
Продолжать учить детей двигаться парами вокруг себя на носочках, хлопать в ладоши ритмично.
Ритмично исполнять ритм на ударных инструментах, работа над ритмическим ансамблем
Музыкальная игра:
игра «Колпачок» русская народная музыка
развивать танцевальное творчество детей, создать радостную атмосферу.
— Заключительная часть:
Заключительная беседа
Подведение итогов
Длительность музыкального занятия
25 мин.
«Разноцветные колпачки»
Конспект музыкального занятия для детей старшей группы.
Цель: Развивать интерес к музыке через ее проявление в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Закреплять умение выразительно исполнять песенный репертуар, формировать навыки пропевания интервалов б6, ч4 вверх и вниз; двигаться ритмично, соотносить движения с музыкой и реагировать на ее изменения; совершенствовать у детей чувство ритма в танце и игре на музыкальных инструментах, двигаться парами вокруг себя на носочках
Развивающие: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которой связаны с миром сказки, волшебства; танцевальное творчество, коммуникативные качества.
Воспитательные: Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного характера, расширять музыкальные впечатления детей.
Дети под музыкальное сопровождение заходят в зал, останавливаются по кругу.
М. р.: Ребята, у нас сегодня на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.
· «Здравствуйте, ладошки» М. Картушиной
Здравствуйте, ладошки — хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте, ножки — топ, топ, топ.
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх,
Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок..
Здравствуйте, зубки – щелк, шелк, щелк.
Здравствуй мой носик – би, би, би,
Здравствуйте, гости.
— Здра – вствуй — те.
М. р.: Хорошо, что вы пришли,
Вас ждала, ребятки,
Растерялась даже я.
В зале нашем не порядки! (показать колпачки)
Посмотрите, колпачки,
Цвета разного они,
А чтоб мы узнали чьи,
Загадку отгадайте вы.
«Колпачок как у Петрушки,
Маленький, удаленький,
Каблучками он стучит,
Колокольчиком звенит».
(ответы детей)
Но посмотрите, гномов нет, здесь только их колпачки.
Как вы думаете, почему они все разного цвета? (наверное, потому, что у гномов разные характеры).
Ой, а здесь есть записка.
У нас в лесу большая беда,
Вдруг метели налетели,
Застонали, засвистели
Подхватили колпачки,
В даль лесную унесли.
Ребята, поможем вернуть колпачки гномам? Если надеть колпачок, то можно узнать, кто его хозяин. А поможет нам Марина Александровна.
Воспитатель надевает первый колпачок.
Воспитатель: Этот колпачок носит гном Весельчак. Он очень любит веселиться, смеяться, играть и не любит скучать.
М. р.: Ну что, ребята, в путь?
Улыбку не забудь!
Будем великанами и гномами мы,
Музыка подскажет, как правильно идти.
· «Великаны и гномы» муз. Д. Львова — Компанейца
М.р.: Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка.
Дружно за руки возьмемся и по залу мы пройдемся,
· «Хороводный шаг» русская народная мелодия
Дети садятся
М.р.: Ребята, посмотрите, (показать иллюстрацию) колпачок вернулся к своему гномику, молодцы, Весельчаку мы помогли! Чей следующий колпачок?
Воспитатель: Этот колпачок гнома Сказочника. Очень он любит слушать и рассказывать сказки.
М. р.: А у меня как раз есть сказка, не простая, а музыкальная
Послушать фрагмент произведения, не объявляя названия, беседа с детьми о характере музыки, средствах музыкальной выразительности, композиторе. Рассмотреть с детьми рисунки, которые они нарисовали. Прослушать произведение с использованием мультимедийной иллюстрации.
· «Баба Яга» П. Чайковский
М.р.: Посмотрите, и гном Сказочник в своем колпачке. Теперь у него все в порядке и сказки расскажет он вам ребятки. А следующий колпачок он совсем не такой.
Воспитатель: Эго носит гном Ворчун. Он ворчит на гномов, что они ему мало помогают в строительстве дома.
М. р.: А давайте, ребята, мы поможем Ворчуну.
Начинаем строить дом, я буду прохлопывать ритм, а вы за мной повторять, внимательно слушайте и смотрите на экран.
· Ритмическая игра «Строим дом»
Мультимедия
· пальчиковая гимнастика «Домик»
Вот у нас шалашик – домик, соединить ладони «крыша»
Там живет веселый гномик. поднять его над головой
Мы тихонько постучим, ритмично стучать кулачком о кулачок
В колокольчик позвоним. имитация звона в колокольчик
Двери нам откроет гномик, вытянуть раскрытые ладошки
Пригласит в шалашик – домик. закрытые ладошки к себе
М.р.: Возле стульчиков встаем,
С язычком играть начнем.
· скороговорка
Свистели метели, летели снега.
Стелила постели большая пурга
М.р.: Давайте поможем Ворчуну и сошьем красивые шторы на окна, а для этого у нас с вами есть «Язычок – иголочка», артикуляционное упражнение.
· артикуляционное упражнение «Язычок – иголочка» Огородного
покусывая кончик языка, высовывая его вперед и убирать назад покусывая всю поверхность
пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами
проткнуть языком попеременно левую и правую щеки.
поднять язык к небу и резко высунуть его вперед.
М.р.: А чтобы у Ворчуна осталось хорошее настроение, мы поиграем в слова на ладошках.
· распевка «Игра на ладошках» сл. Н Пикулевой, муз. Е. Попляновой
М.р.: Садитесь тихонечко, и посмотрим, к Ворчуну вернулся его колпачок? Наверно пришло время узнать, чей это колпачок? Какого гномика?
Воспитатель: Этот колпачок носит гном Певун! Он очень любит петь песни. Он загадает вам загадку,
Отгадайте – ка, ребятки.
Как загадку отгадаете,
Так и песенку узнаете.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила!
М.р.: А какая у нас песенка о зиме? (наиграть, если затрудняются)
Встанем возле стульчиков и повторим ритмический рисунок мелодии, вместе со мной.
Вспомним, как правильно петь низкий и высокий звуки в песенке на слог «ля», а теперь всю мелодию, затем со словами.
· песня «Зимушка – Забавушка» муз. и сл. Н Шестаковой
М. р.: Садитесь на стульчики. И гном Певун теперь с колпачком. А хотите узнать, чей этот колпачок?
Воспитатель: Его носит гном Соня. Он очень любит спать, и остальные гномики, чтобы ему не мешать, стараются не шуметь.
М.р.: Все правильно, и мы шуметь не будем. Чтобы Соня не проснулся, предлагаю исполнить колыбельную, колыбельную для мамочки. В каком характере мы будем исполнять песню? Ласково, нежно, напевно, спокойно.
Встаем возле стульчиков в певческую позицию, спина прямая, руки опущены вниз. Исполняем выразительно.
· песня «Колыбельная для мамочки» муз. и сл. Н Шестаковой
М.р.: Садитесь ребята. Соня спит и даже не заметил, что был без колпачка. А вот и следующий колпачок, какого он цвета?
Воспитатель: Этот колпачок гнома Плясуна. Он каждый вечер собирает гномов и разучивает с ними танцы.
М.р.: Сейчас мы тоже будем танцевать, а чтоб было веселей, будем еще и на музыкальных инструментах играть. Назвать по именам детей, которые играют на музыкальных инструментах, остальные танцуют.
Сейчас вспомним ритмический рисунок и партии на музыкальных инструментах, а Марина Александровна поможет детям, которые танцуют.
· танец «Озорная полька» Н. Вересокиной
М.р.: Остался последний колпачок, и я знаю, чей он. Этот колпачок носит гном Малыш. И он очень любит играть в разные игры. Мы в кружок сейчас встаём, с колпачком игру начнем.
· игра «Колпачок» русская народная мелодия
М.р.: Мы, ребята, молодцы, гномам вернули колпачки (показать иллюстрацию)
Вас они благодарят и спасибо говорят.
file10
Кобелева Т. А., МБДОУ № 53 2016, Ангарск
Размер файла: 63 kB Загрузок: 5
Материалы по теме
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.