Игра пожелания для родителей в детском саду
Конкурсы для родителей в детском саду
Нарисуй свой дом
Каждый родитель получает лист бумаги и карандаш. Родители должны нарисовать свой дом (комнату) так, чтобы дети смогли узнать его. После того, как мамы или папы нарисовали дома, ведущий по очереди показывает картинки детям, а те угадывают, чей же это дом. За правильно угаданную картинку ребёнку полагается сладкий приз, а родителю — медаль.
Собираемся на прогулку
Самым «весёлым» занятием для старших является сбор детей на прогулку. А теперь на прогулку должны собраться родители. Итак, каждому родителю (участнику) завязывают глаза. Перед каждым участником кладут одинаковый набор (варежки, шапка, шарф, носки, например). По команде «старт» родители должны наощупь понять, что перед ними лежит и правильно одеться быстрее остальных. Кто справился первым, тот и победил.
Сказка в предмете
Дети знают сказки хорошо, а вот родители порой забывают о сказочных героях и событиях. Для этого конкурса ведущий заранее должен подготовить различные предметы, по которым можно будет узнать конкретную сказку, например, репа («Репка»), красная шапка («Красная шапочка»), банка консервированного горошка («Принцесса на горошине»), календарь («12 месяцев»), любой цветок алого цвета («Аленький цветочек»), леденец — петушок на палочке жёлтого цвета («Сказка о золотом петушке») и так далее. По очереди ведущий достаёт предметы из мешочка и показывает родителям, а те должны угадать сказку в этом предмете. Кто больше всех даст правильных ответов, тот и станет победителем.
О чём речь?
Заранее воспитатель или ведущий спрашивает у детей значение слов (как они их понимают), например, что такое любовь? Что такое деньги? Что такое цирк? И так далее. Затем ведущий обрабатывает информацию и, как говорится, по слову от каждого ребёнка вставляет в обозначение каждого из слов. К примеру, это, когда обнимаются, танцуют и кушают вместе, покупают друг другу подарки; это — то, без чего нельзя обойтись в жизни, их применяют везде, в кинотеатрах, на аттракционах, в магазинах, это — то, что одни отдают, а другие забирают и так далее. Ведущий по очереди зачитывает формулировку каждого из «секретных» слов, а родители должны угадать, о чём идёт речь. За правильный ответ родителю приз.
Собрать кубики непросто
Родители делятся на несколько команд с одинаковым количеством участников. Каждая команда получает одинаковое количество кубиков, соответствующее количеству участников. Участники команд становятся один за другим и, начиная с первого участника, делают следующее: участник одним перекатывающимся броском кидает кубик, а второй участник должен таким же одним броском докинуть кубик как можно ближе до кубика первого участника. Затем бросок совершает третий участник, четвёртый и так далее. Команда, в которой получится самая «дружная» куча кубиков, станет победителем.
Передайте конфетку
Родители делятся на команды с одинаковым количеством участников (примерно по 7-10 человек). Участники команд усаживаются в отдельные ряды. Перед первыми участниками лежат кульки с конфетами (в количестве равном количеству участников команды). По команде «старт» первый участник берёт одну конфету и передаёт её через остальных участников (от одного к другому) до последнего. Как только последний участник взял в руки конфету, он громко кричит «моя». Затем первый участник снова берёт конфету и передаёт её через участников до предпоследнего. Так игра продолжается до тех пор, пока первый участник не возьмёт последнюю конфету и она будет его. Команда, которая справится с заданием быстрее остальных команд, станет победителем.
Сборник «Психологических игр и упражнений с родителями на родительском собрании»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
«Психологических игр для родителей на родительском собрании»
Составитель Прохорова Л.Н.
Каждому педагогу хочется видеть своих единомышленников в лице родителей учеников. Как же «настроить» родителей на положительное общение? Как показать им, что вы — их друг и помощник.
На помощь придут игры для взрослых, которые можно провести на родительских собраниях. Ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.
Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).
Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед. После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».
Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?
Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».
Игра «Испорченный телефон»
Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.
Выбирать разные типы текстов:
Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами
-Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.
-Мы все учились понемногу,
Чему- нибудь и как-нибудь.
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
-На дворе – трава, на траве – дрова.
После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?
Вывод: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких
однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.
Игра «Бумажный самолетик»
Под руководством психолога сделать бумажный самолетик.
-Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?
Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.
ВЫВОД: мы — взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого — то или чего — то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!
Стоя в кругу, дети и родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Игра «БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»
Предлагается, чтобы играющие представили, что все они — большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок не даётся, игроки должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству люди. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Каждому родителю предложить изобразить на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Родителям предложить найти партнера, т. е. того у кого есть сходные интересы. Далее проходит презентация друг друга с определением точности совпадения.
Эта игра позволяет поближе познакомиться с интересами родителей, объединиться им в группы по интересам и поделиться опытом на родительском собрании.
Упражнение «Три зеркала»
Родителям предложили в первом зеркале нарисовать себя маленькими и испуганными, во втором — большими и веселыми, в третьем — счастливыми. (Зеркалами послужили обыкновенные листочки белой бумаги, овальной или круглой формы). Спросили у родителей:
— В какое зеркало чаще всего хочется смотреться?
-В каком зеркале вы более симпатичнее?
-На кого вы больше всего похожи в том или ином зеркале?
Столько увидели улыбок на лицах родителей. Это упражнение, я считаю, служит для снятия эмоционального напряжения, усталости от трудного рабочего дня.
Родителям раздаются нити длиной 30-40 см. Они связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть и профессия, и любимое занятие и семейный аспект, и внешний признак, любимый цвет, количество детей и так далее. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый родитель рассказывает, что их объединило в общую нить. Мы услышали очень много интересного. Но в основном все ответы касались воспитания и развития детей.
Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.
Игра «А Я ЕДУ, А Я ТОЖЕ, А Я ЗАЯЦ»
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место — не занято никем. В центре — водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок — со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц» и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего — успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.
Участники рассаживаются в круг, вместе с ними садится педагог, который предлагает условия игры: «Вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением игроков. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству люди. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встаёт вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
Дети и взрослые становятся в круг, на вдохе поднимают обе руки вверх, соединяя их в форме колокола на вдохе. Затем. На выдохе. Бросают синхронно вниз, произнося «Бом».
Игра «МЫШЬ И МЫШЕЛОВКА»
Необходимое количество играющих — 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, плечами и обнимаются за пояс — это «мышеловка» (или сеть). Водящий — в кругу. Его задача — всеми возможными способами вылезти из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
* Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки не пинались, не делали больно «мышке».
* Если взрослый замечает, что «мышонок» загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем «мышонку», расслабим ножки, руки, пожалеем его».
Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «замком». Между первым и вторым участниками висит веревочка со связанными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим участниками, потом третий повторяет действия второго и т.д. по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки — 1 м.
Игры на выпускной в детском саду, много вариантов
Одно из главных событий в жизни каждого ребенка — выпускной вечер. В этот период дети прощаются с детским садом и планируют свое поступление в школу. В празднике можно и нужно участвовать всей семье. Мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры помогут сделать выпускной по-настоящему теплым и радостным, а веселые конкурсы надолго запомнятся детям.
Существует большое количество разнообразных игр на мероприятия в детском саду. В подборке, представленной в статье, вы можете отыскать подходящие вам, что поможет составить оригинальный сценарий, который понравится и детям, и родителям.
Тематика праздника
Культурным организаторам и воспитателям на заметку: выбор конкурсов для выпускного во многом зависит от тематики вашего праздника. Можно не придерживаться четкого сценария или, наоборот, привязать игры, конкурсы и выступления к определенной теме. Примеры тем:
- Искусство и все, что с ним связано. Устройте детям художественный мастер-класс или танцы под классическую музыку. Можно связать праздник с определенным музеем и рассказать о его истории.
- Подробнее об истории. Подумайте над идеей устроить праздник в стиле королевского бала или расскажите детям о великих событиях истории нашей страны.
- Наука. Проведите незабываемые химические опыты вместе с вашими воспитанниками.
- Литература. Берем за основу любое детское произведение или писателя. Предварительно убедитесь, что дети знакомы с произведением или читали книжки выбранного вами писателя.
- Мультфильмы. Помните, что мультфильмы должны быть позитивными.
Праздник в спортивном стиле
Цирк
Научный стиль
Помните о том, что настроение юных выпускников и выпускниц должно оставаться праздничным, а красивые платья и костюмы не должны пострадать во время подвижных игр и соревнований. Выбрали тематику? Пора приступать к подбору игр и конкурсов.
Игра «Наши ребята»
Количество участников: не ограничено.
Вам понадобится: листы А4, ручки.
Эта игра — одна из самых популярных в детском саду.
На сцену приглашаются все желающие — выпускники, родители и воспитатели. Каждому выдаются заранее приготовленные реквизиты — листок и ручка.
Каждый из участвующих пишет на листе какую-либо фразу. Это может быть девиз, цитата из мультфильма, фраза из сказки или строчка из любимой песни. После того как фраза придумана и записана, участники отдают свой листок соседу справа.
Ведущий говорит вступительную речь: «А теперь, ребята, мы узнаем все про наших выпускников. Какими они были в детском саду? А знаем ли мы, что их ждет в школе? Итак, начнем. Вы мне поможете? Я начну говорить предложение, а вы по очереди читайте то, что написано на вашем листке!».
- Мама будит детей в садик рано утром. Что отвечают дети?
- Когда дети приходили в садик, что им говорила воспитательница?
- Какой фразой встречали воспитательницу дети?
- Что говорили дети в столовой, когда им давали манную кашу?
- Какую фразу кричали дети, когда их звали на прогулку?
- О чем говорят дети, когда им не хочется спать в тихий час?
- Что говорили родители, когда приходили за детьми в садик?
- Что произнесут дети, когда они придут в школу первый раз?
- Что воскликнет учительница при первой встрече с детьми 1 сентября?
- Что дети будут подсказывать своим друзьям, которых вызвали к доске?
- Какой кричалкой следует руководствоваться для хорошей учебы?
- Что будут кричать дети, если в их дневнике появится оценка «отлично»?
- А если они получат первую «двойку»?
Игра «Я хочу пожелать…»
Количество участников: 5-6 родителей.
Вам понадобится: яркий мешочек с собранными в нем предметами.
Ведущий предлагает родителям придумать оригинальное поздравление детям. Для этого им нужно достать первый попавшийся предмет из мешочка, подарить его ребенку и сказать несколько добрых слов в напутствие будущему школьнику (слова должны быть связаны с предметом).
Для «мешочка пожеланий» можно использовать маленьких куколок, конфеты, шоколад, фрукты и различные школьные предметы, которые могут пригодиться на уроках.
Игра «Искусный портретист»
Количество участников: один ребенок.
Вам понадобится: большой ватман.
Ведущий вызывает из зала одного человека и тихо, чтобы никто не слышал, сообщает ему имя другого ребенка. Задача рисующего проста: нужно его нарисовать. А задача остальных — отгадать нарисованного. Отгадавший получает приз и право рисовать следующим.
Игра «Веселые фанты»
Количество участников: не ограничено.
Вам понадобится: вещи участников, листы А4, ручки.
Ведущий забирает у каждого ребенка какую-либо личную вещь и кладет ее в коробку. Также каждый должен написать на листе бумаги смешное и веселое задание: спеть песню, рассказать стишок, попрыгать на одной ноге и т. д. Из коробки ведущий вытягивает предмет, а потом читает написанное на листах. Тот, чей предмет вытянул ведущий, должен выполнить задание.
Игра «Облако добрых мыслей»
Количество участников: все ребята.
Вам понадобится: вырезанные из цветного картона модельки облаков по количеству выпускников.
Детям раздаются заранее заготовленные модельки, каждая из них подписывается именем и фамилией выпускника. Все модельки клеятся на большой ватман или доску. Ребята в течение вечера подходят к этой доске и пишут пожелания своим друзьям и товарищам. Помните, что писать можно только хорошее! После вечера каждый из детей забирает домой свое «облако добрых мыслей»
Игра «Собираемся в школу»
Количество участников: трое родителей.
Вам понадобится: три рюкзака и школьные принадлежности.
Детский ранец
Школьные принадлежности
- А теперь представим, что наши родители — это школьники, которые проспали свой первый день. Родителям завязывают глаза, на стол перед ними кладут различные предметы: учебники, канцелярские принадлежности, краски, фломастеры, пенал и тетради. Эти предметы перемешиваются с игрушками, зубными щетками, пультами от телевизора и другими вещами, которыми нужно пользоваться в быту, а не в школе.
- По команде ведущего родители начинают собираться. На сборы дается совсем мало времени: одна минута.
- После глаза развязываются, а содержимое школьных портфелей показывается остальным.
Конкурс «Выростайки»
Количество участников: не ограничено.
Вам понадобится: два листа ватмана с наклеенными фотографиями выпускников в возрасте младшей группы детского сада.
- Все желающие должны поделиться на две команды. Каждой выдается лист ватмана с фотографиями.
- Игрокам нужно за пять минут отгадать детей и подписать фотографии.
- Выигрывает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов. В конце конкурса оба ватмана можно повесить на стену, а детям подарить выпускные альбомы с правильно подписанными фотографиями.
Конкурс «Кто второй?»
Количество участников: не ограничено.
Вам понадобится: заранее подготовленный список литературных героев.
Ведущий зачитывает имя героя литературного произведения, а участники игры называют второго героя, о котором также говорится в этом произведении. Можно провести игру в форме конкурса и разделиться на команды. Примеры персонажей:
- Чип и Дейл.
- Том и Джерри.
- Шапокляк и Крыска Лариска.
- Чебурашка и Крокодил Гена.
- Буратино и Мальвина.
- Дед Мазай и зайцы.
- Волк и Заяц.
Гена и Чебурашка
Волк и Заяц
Чип и Дейл
Конкурс «Вдвоем веселей»
Количество участников: 2.
Вам понадобится: игрушки-бомбы.
На полу раскладываются игрушки, которые будут играть роль маленьких бомб. Можно усложнить участникам задачу и разложить мобильные телефоны. Ведущий выбирает двоих участников, завязывает им глаза и дает задание идти вперед. Все остальные подсказывают конкурсантам, куда идти, словами «прямо», «назад», «вперед», «налево», «направо» и всячески подбадривают ребят. Такой же конкурс можно провести с натянутыми веревками.
Конкурс «Юные художники»
Количество участников: все желающие.
Вам понадобится: два листа ватмана, два мольберта, фломастеры, маркеры и карандаши.
Ведущий делит всех участников на две команды и расставляет их в цепочку напротив каждого мольберта. По сигналу ведущего первый ребенка начинает рисовать картину. Кисть передается по очереди с каждым новым сигналом. Можно усложнить задание и ввести ограничение по времени. Побеждает дружба, а всем участникам раздаются сладкие призы.
Конкурс «Веревка»
Количество участников: не ограничено.
Вам понадобится: небольшие сладкие подарки, веревка, ножницы, повязка.
Маленькие подарки упаковывают в пакеты и привязывают к натянутой веревке. Каждому участнику по очереди плотным шарфом или платком завязывают глаза, дают в руки маленькие ножницы, поворачивают несколько раз и отправляют в путь — за подарками! Первый же подарок, который удалось срезать, ребенок забирает себе.
Любой выпускной подводит итоги определенного периода жизни, и выпуск из садика — не исключение. В этот день дети делятся своими успехами и переживаниями насчет своего поступления в начальную школу. Если вы хотите, чтобы этот день запомнился им, устройте веселые конкурсы и игры, предложенные в статье, — масса приятных воспоминаний и положительных эмоций обеспечена.
Тренинг-игра «Педагоги и родители»
Цель: определить общие задачи воспитания, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время.
Задачи:
- Познакомить родителей и педагогов друг с другом.
- Создать благоприятную атмосферу в группе и сплотить участников.
- Установить доброжелательные отношения между участниками игры.
- Обобщить опыт семейного воспитания.
Участники: родители вновь прибывших детей в МДОУ и педагоги.
Ведущий: педагог-психолог МДОУ.
Время проведения: начало учебного года.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
I. Вводная часть
1. Приветствие участников.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители и сотрудники! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.
Цели нашей работы следующие:
– определить общие задачи воспитания, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время;
– ответить на вопрос: “Каковы должны быть отношения между родителями и педагогами?”.
Участникам предлагается встать в общий круг.
2. Упражнение “Давайте познакомимся”.
Участники по очереди представляются, передают друг другу массажный мяч по кругу.
3. Упражнение “Слово – ассоциация”.
Ведущий. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.
Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.
Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.
4. Упражнение “Сочинение коллективного рассказа”.
Ведущим предлагает составить коллективный рассказ по кругу. Каждый участник должен добавить по 1 слову.
5. Принятие правил тренинга.
Ведущий знакомит участников с правилами тренинга.
Умейте слушать друг друга.
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мяч), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу.
То, что происходит на тренинге остается между участниками.
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав “стоп”.
Каждый говорит за себя, то своего имени.
Стоит говорить не “Все считают, что…”, а “Я считают, что…” и т.п.
II. Рабочая часть.
1. Упражнение “Поздороваемся локтями”.
Участникам предлагается рассчитаться на “1, 2, 3,4” и выполнить задание: “1” – необходимо поставить руки к плечам; “2” – поставить руки на пояс; “3” – поставить правую руку на пояс, левую руку на плечо; “4” – сложить руки крест-накрест.
Задание №1: познакомиться друг с другом, коснувшись локтями.
Задание №2: поприветствовать друг друга внутри подгруппы, коснувшись локтями.
Задание №3: создать и прокомментировать скульптурную композицию на тему: “Семья и детский сад”. Работа в подгруппе.
Задание №4: продолжить фразу: “Семья и детский сад -…”.
/пример: “Семья и детский сад – два берега одной реки”/. Работа в подгруппе.
2. Упражнение “Наши общие задачи”.
Ведущий предлагает участникам разделиться на 2 группы /родители и педагоги/ и ответить на вопрос “На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и в детском саду?”
Группы подходят к планшету с вариантами ответов на данный вопрос. Каждый участник должен выбрать пять вариантов ответов, и сделать отметку на том листке, которое будет совпадать с его точкой зрения:
Соблюдение режима дня.
Рациональное и калорийное питание.
Достаточное пребывание на свежем воздухе.
Здоровая гигиеническая среда.
Благоприятная психологическая атмосфера.
Наличие спортивных площадок, физкультурного оборудования. Закаливающие процедуры.
Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального, речевого, эмоционального, социального развития с опорой на содержание программы детского сада с учетом психологического возраста.
Проблемы семьи и детского сада.
Эффективные способы наказания и поощрения.
Регулярное выполнение домашних заданий.
Развитие позитивных межличностных отношений со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада.
Внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.
Использование активных форм проведения досуга.
Обобщение опыта семейного воспитания.
Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
Одна из групп представляет список. Участник последовательно зачитывает каждый пункт. В том случае, если у второй группы есть схожий тезис, то он записывается /приклеивается на планшете “Наши общие задачи”. Подсчет количества ответов по каждому предложенному варианту. Ранжирование ответов. Фиксирование на стене ответов в порядке убывания.
Работа в подгруппах 10 минут.
После составления списка общих задач, предстоит разобраться с одинарными запросами /запрос вписывается в список совместных задач или обсуждается, почему он не может быть общим/.
Итоги “Наши общие задачи” вывешиваются для всеобщего обозрения в группы.
3. Знакомство с памяткой “Что значит сотрудничать?”. Вручение памятки участникам тренинга. ( Приложение 1 )
4. Представление и обобщение опыта семейного воспитания /по результатам первичной консультации педагога-психолога родителей/.
После представления и обобщения опыта семейного воспитания ведущим, предлагается выступить всем желающим по данному вопросу.
Какие журналы вы читаете посвященные вопросам воспитания?
Каким детским развивающим журналам вы отдаете предпочтение?
5. Экспресс-опрос /метод активного обучения/.
Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?
– если “да”, то хлопните в ладоши;
– если “нет”, то топните ногою.
Единодушны ли вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?
– если “да”, то помашите рукой;
– если “нет”, то дотроньтесь до кончика носа.
Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
– если “семью”, то улыбнитесь;
– если “окружение, среда, социум”, то вытяните руку вперед.
6. Лечебно-воспитательное воздействие словом /метод лечебной педагогики/.
Участники рассаживаются полукругом. В центре ставится зажженная свеча. Звучит романтическая композиция.
Ведущий. Экономические приливы и отливы швыряли целые народы по Европе из края в край. Порой приходилось бросать все, что было им дорого, все, к чему они привязались, всех, кого приручили…
В одном из воинов мать кормила грудью младенца; смертельно усталая, она казалась спящей. Среди бессмыслицы этих скитаний передавалась ребенку жизнь. Я смотрел на отца. Череп тяжелый и голый, как булыжник. Бесформенное и неуклюжее тело. Не человек – ком глины!
Но ведь этот человек и эта женщина когда-то встретились впервые, и наверное, он ей улыбнулся, и наверное, после этого принес ей цветы. Быть может, застенчивый и неловкий, он боялся, что над ним посмеются. Непостижимо, как же они оба превратились в комья грязи. Под какой страшный пресс они попали? Что их так исковеркало? Животное и в старости сохраняет изящество.
Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек?
Между отцом и матерью кое-как примостился малыш. Но вот он поворачивается во сне, и при свете ночника я вижу его лицо. Какое лицо! От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь-обещание!
Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят ее и лелеют. Но люди растут без садовников. Маленький Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречен.
…Я говорил себе: эти люди не страдают от своей судьбы. И не сострадание меня мучит. Не в том дело, чтобы проливать слезы над вечно не заживающей язвой. Те, кто ею поражен, ее не чувствуют. Язва поразила не отдельного человека, она разъедает человечество.
И не верю я в жалость. Меня мучит забота садовника. Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт.
Один лишь дух, коснувшись глины, творит из нее человека.
1936 год “Планета людей” Антуана де Сент Экзюпери написана более 60 лет назад.
Правда, много общего с нашим временем?
Данный отрывок – образ поезда жизни, который движется в прямом и обратном направлениях.
Фраза “Дети – цветы жизни” стала уже банальной, ее повторяют к месту и не к месту. Но почему-то мало, кто вспоминает о том, что раз “дети – цветы”, то и обращаться с ними нужно, как с цветами. А руки творца всегда должны быть добрыми, терпеливыми, спокойными, чистыми, сухими и теплыми.
7. Вручение родителям памятки “99 возможностей сказать ребенку: “Я тебя люблю!”. ( Приложение 2 )
8. Заполнение анкеты “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”. ( Приложение 3 )
Ведущий предлагает родителям и педагогам заполнить анкету “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”, выбирая по 5 основных значимых качеств ребенка /педагога, родителя/.
Анкеты обрабатываются, по группам вывешиваются данные опроса.
9. Упражнение “Дирижер”.
Звучит музыка, несколько приглушенная. Можно выбрать классическую пьесу.
Все участника тренинга встают в большой круг.
Ведущий. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирежируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.
В заключение участники по желанию высказываются.
Ведущий. Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.
10. Предсказание К. Джибран.
Ваши дети – это не Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством Вас, но не от Вас.
И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.
Вы можете дать кров их телам, но не их душам,
Потому что их души живут в завтрашнем доме,
Который Вы не можете посетить даже в ваших мечтах.
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремиться сделать их такими, как Вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается во вчерашнем дне.
III. Заключительная часть.
1. Клятва педагогов и родителей.
/зачитывает старший воспитатель – Н.А.Городилова/
Мы не обещаем сделать
Ваших детей гениями,
Мы не волшебники,
Мы только педагоги!
Но мы клянемся наполнить
Каждый день в детском саду
Интересными знаниями, веселыми играми.
Клянемся любить всех детей,
Как своих собственных!
/зачитывает заведующая – Г.В.Ланцова, родители отвечают на вопросы/
Клянетесь ли Вы:
– любить МДОУ детский сад компенсирующего вида №30 так же, как мы, педагоги?
– приводить детей на занятия в любую погоду: слякоть, мороз и жару?
– с уважением и доверием относится к своим детям, любить ребенка не за хорошее поведение, а за то, что он ваш единственный и неповторимый?
– активно участвовать во всех наших праздниках, собраниях, тренингах, консультациях, обучающих занятиях, детско-родительских группах; всегда выполнять домашнее задание с ребенком?
– поддерживать атмосферу добра и любви в семье и детском саду?
2. Упражнение “Спасибо за приятный тренинг”.
Ведущий говорит участникам: “Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить нам дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: “Спасибо за приятный тренинг!”. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятный тренинг!” – таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук”.
3. Заполнение бланка анкеты обратной связи “Мишень”. ( Приложение 4 )
Уважаемые участники отметьте в названии бланка, кем вы являетесь: педагогом или родителем.
Вам нужно “стрельнуть” в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку /точку, плюс и т.д./. Метка должна соответствовать вашей оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале.