Игра на сплочение коллектива
Тренинги на сплочение коллектива. 8 примеров
Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.
Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)
Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.
Задачами организатора и ведущего являются:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.
План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).
Пример №1
Цель: Снятие напряжения
Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.
Правила:
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.
Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.
Пример №2
Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.
Пример №3
Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).
Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.
Пример №4
Цель:Построение коммуникации в группе
Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.
В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.
Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.
Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.
Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.
Пример №5
Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
• члены команды должны удержать падающего человека;
• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.
Пример №6
Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.
Перестановка происходит по следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.
Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.
Пример №7
Цель:Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.
Пример №8
Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).
Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.
Предполагаемый результат тренингов
Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).
На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.
Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.
В результате ожидается:
— оптимизация отношений внутри коллектива;
— развитие умения действовать сообща;
— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
— высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
— продуктивный рабочий процесс.
Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).
Игры на знакомство, на сплочение коллектива
Игры на знакомство
Мячик
Для знакомства ребят младшего школьного возраста подойдет игра «Мячик». Ведущий держит в руках мяч и говорит:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет,
По дорожке, по тропинке,
От березки до осинки,
От осинки – поворот –
Прямо к Саше в огород! (имя одного из играющих.)
С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Участники, чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал, становится ведущим. Если названо имя участника, которого нет в игре, то мяч ловит ведущий и делает следующий бросок.
Карточки
Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека, например: «Я люблю петь», «У меня есть собака», «Я занимаюсь волейболом». Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы были заполнены все клетки.
В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности («Я люблю театр»), группы по увлечениям («Я люблю читать фантастику») и пр.
Телефон доверия
Коллективному знакомству учеников поможет игра «Телефон доверия». Участники садятся парами, мальчики напротив девочек. Девочки шепотом сообщают свои имена мальчикам, сидящим с ними в паре. После этого мальчик, сидящий в первом ряду, тихо говорит соседу имя своей напарницы, так, чтобы не слышали остальные мальчики. Второй игрок сообщает третьему имя первой девочки и имя той, что сидит напротив него, и т.д.
Последний мальчик должен вслух назвать имена всех девочек. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет, то девочка остается сидеть. После этого девочки узнают имена мальчиков и называют их. Выигрывает та команда, которая будет наиболее точной.
Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз! Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди повторяют имя новенького
Шел король по лесу
Шел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!
(выполняем действия по тексту; в конце здороваемся за руку, называем имя,прыгаем).
Игры на сплочение коллектива
Игроки образуют круг. Участники игры расчитываются по порядку до 4-х. Каждый запоминает свой номер. Ведущий называет два любых номера. Ребята, номера которых назвали, говорят «Оп-паньки!» и быстро меняются местами друг с другом. Ведущий пытается занять место одного из них. Если ему удается это сделать, ведущим становится опоздавший.
По команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра “на вылет”, то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.
Угадай, кого нет.
Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.
Красные, синие, зелёные
Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (вожатый) каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие. Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.
Участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом участники рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.
Упражнение выполняется в парах. Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом — дерево — собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.
Игры на выявление лидеров
Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное. Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга). Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.
Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила:
1. Запрет на разговоры.
2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.
3. Последний – машинист поезда.
4. Хлопок по левому ( правому ) плечу – поворот влево (вправо ).
5. Хлопок по обоим плечам – вперед.
6. Хлопок по обоим плечам двойной – назад.
7. Хлопок по обоим плечам дробью – стоп.
Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться –впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.
Участники работают в парах. Необходимо проиграть роли – двое идут по дороге через поле: один впереди, другой на два шаха сзади. Второй участник – это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все движения первого участника, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.д.
Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.
Ведущий: «У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же».
Потом отнимаем голос. Потом — жесты. Потом — мимику и многозначительные взгляды.
Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.
Игра на сплочение коллектива
Кликни на иконку и активируешь Силу Методиста.
Ты сможешь добавлять игры кликая на иконку на странице игры.
В процессе добавления, на этой странице будет формироваться ссылка вида http://vojatnik.ru/offline/#game_list/47.45 где числа в конце — идентификаторы игр. (ссылка формируется, пока не закроется браузер)
Сохрани ссылку себе или поделись ею с напарниками и учениками.
P.S. само формирование (через значок ) возможно до закрытие браузера, дальше придётся по новой. Но вот данные по ссылке никуда не пропадут, пока те игры есть на сервере
Нужный цвет
По команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем.
Ножки
игроки по кругу переставляют ноги, касаясь соседа и стараясь не упасть
Аэропорт
подгруппу «встречают» после «долгого отсутствия»
Пианино
Задача — хлопать руками по коленкам так, чтобы «волна» шла непрерывно. Кто запутался или замешкался — тот убирает одну руку.
Лабиринт
На земле нарисованный лабиринт. Команда выбирает человека, который будет его проходить
Ночь триффидов
Сюжетно-ролевая игра
Все жители Земли заболевают и им нужна помощь доктора, который один знает, как вылечить и спасти людей, но никто не знает кто этот доктор.
Психилогическая игра Подводная лодка
Мы все находимся в лодке, она терпит кораблекрушение, и выжить могут только несколько человек, если остальных кинут за борт.
Психологическая игра БУНКЕР с профессиями
У игроков есть 15 минут на то, чтобы принять решение, кто должен уйти из бункера во время атомной войны и, следовательно, погибнуть.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ
Все находятся на воздушном шаре, и он начинает резко падать. Участники должны решить что выбросить из предложенного им списка, чтобы выжить
Что это?
Кошка, Собака
ведущий запускает 2 предмета в разные стороны круга. Прежде чем взять, игрок должен спросить у предыдущего, «что это?»
Участники должны по команде успеть забраться на плот. Иначе — выбывают
Перейди поле
Участникам нужно перейти на другую часть поле (пройти 5-10 метров), но так, чтобы их способы «походки» не повторялись
Воздушные замки
Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде
Фломастер
Ребята встают в круг, и держат фломастеры или карандаши пальцами, сверху-левая рука одного, справа-правая другого. Задача ребят-присесть и в
Пальцы
На счет «три» все участники выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинуть одно и тоже ч
Импульс
Игра на время. Стоя в кругу и держась за руки, игроки пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседа справа. Сначала можн
Эволюция
Задача участников как можно быстрее пройти 5 этапов эволюции Амёба-Курица-Динозавр-Мартышка-Супермен. Чтобы перейти на следующий уровень нуж
Кухня
Играть лучше при наличии 50 и больше человек — так игра принимает интересный оборот. У нас имеются 3 категории карточек — шеф-повар, продукт
Участники воображают перед собой квадрат, разделенный на 9 клеток. В центре находится муха, движением которой мы будем по очереди управлять.
Гражданская оборона
Ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. Например: «Внимание! На вас напали . пещерные львы!» После сигнала опасности участники
Игра на сплочение коллектива
Кликни на иконку и активируешь Силу Методиста.
Ты сможешь добавлять игры кликая на иконку на странице игры.
В процессе добавления, на этой странице будет формироваться ссылка вида http://vojatnik.ru/offline/#game_list/47.45 где числа в конце — идентификаторы игр. (ссылка формируется, пока не закроется браузер)
Сохрани ссылку себе или поделись ею с напарниками и учениками.
P.S. само формирование (через значок ) возможно до закрытие браузера, дальше придётся по новой. Но вот данные по ссылке никуда не пропадут, пока те игры есть на сервере
Нужный цвет
По команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем.
Ножки
игроки по кругу переставляют ноги, касаясь соседа и стараясь не упасть
Аэропорт
подгруппу «встречают» после «долгого отсутствия»
Пианино
Задача — хлопать руками по коленкам так, чтобы «волна» шла непрерывно. Кто запутался или замешкался — тот убирает одну руку.
Лабиринт
На земле нарисованный лабиринт. Команда выбирает человека, который будет его проходить
Ночь триффидов
Сюжетно-ролевая игра
Все жители Земли заболевают и им нужна помощь доктора, который один знает, как вылечить и спасти людей, но никто не знает кто этот доктор.
Психилогическая игра Подводная лодка
Мы все находимся в лодке, она терпит кораблекрушение, и выжить могут только несколько человек, если остальных кинут за борт.
Психологическая игра БУНКЕР с профессиями
У игроков есть 15 минут на то, чтобы принять решение, кто должен уйти из бункера во время атомной войны и, следовательно, погибнуть.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ
Все находятся на воздушном шаре, и он начинает резко падать. Участники должны решить что выбросить из предложенного им списка, чтобы выжить
Что это?
Кошка, Собака
ведущий запускает 2 предмета в разные стороны круга. Прежде чем взять, игрок должен спросить у предыдущего, «что это?»
Участники должны по команде успеть забраться на плот. Иначе — выбывают
Перейди поле
Участникам нужно перейти на другую часть поле (пройти 5-10 метров), но так, чтобы их способы «походки» не повторялись
Воздушные замки
Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде
Фломастер
Ребята встают в круг, и держат фломастеры или карандаши пальцами, сверху-левая рука одного, справа-правая другого. Задача ребят-присесть и в
Пальцы
На счет «три» все участники выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинуть одно и тоже ч
Импульс
Игра на время. Стоя в кругу и держась за руки, игроки пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседа справа. Сначала можн
Эволюция
Задача участников как можно быстрее пройти 5 этапов эволюции Амёба-Курица-Динозавр-Мартышка-Супермен. Чтобы перейти на следующий уровень нуж
Кухня
Играть лучше при наличии 50 и больше человек — так игра принимает интересный оборот. У нас имеются 3 категории карточек — шеф-повар, продукт
Участники воображают перед собой квадрат, разделенный на 9 клеток. В центре находится муха, движением которой мы будем по очереди управлять.
Гражданская оборона
Ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. Например: «Внимание! На вас напали . пещерные львы!» После сигнала опасности участники