Интерактивный музей в детском саду
Путеводитель в интерактивном детском музее
Приоритетным направлением в музейной педагогике в настоящее время является создание системы, ориентированной на целенаправленное приобщение детей к музею и воспитание у них музейной культуры, предполагающей сформированность музейного отношения к действительности и выражающейся в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения.
Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире.
Поэтому в нашем детском саду уже на протяжении 7 лет (с 2004 года) работает интерактивный детский музей. Наш музей имеет свое яркое, открытое, ни на кого не похожее лицо: доброжелательное, улыбающееся, загадочное. Наш интерактивный детский музей – “это не покрытые пылью экспонаты, это пространство взаимодействия”. Детский музей “Землянички” предусматривает познавательную, речевую, эмоциональную и тактильную активность детей. Его отличительными особенностями являются:
- адресность — ориентация на ребенка и его семью;
- направленность на формирование ключевых компетентностей ребенка: информационной, коммуникативной, технологической;
- интерактивность.
За время работы нашего музея было создано 14 тематических экспозиций:
- “Коллекция изобретений” — 2004 г.
- “Книга и я – лучшие друзья” — 2004 г.
- “Мы – дети природы” — 2005 г.
- “С чего начинается Родина” — 2005 г.
- “Игрушка – мой друг” — 2006 г.
- “Без друзей меня – чуть-чуть, а с друзьями – много” — 2006 г.
- Валентина Осеева и ее книги – наши друзья” — 2007 г.
- “Юбилей Землянички – праздник для всех” — 2007 г.
- “Музей Времени” — 2008 г. Приложение 1
- “Лето – это маленькая жизнь” — 2008 г. Приложение 2
- “Дорожная азбука” — 2009 г.
- “Музей Земляничкиных языковедов” — 2009 г.
- “Наши деды – славные победы” — 2010 г.
- “Школьные годы чудесные” — 2010 г.
Работа по созданию выставки — процесс творческий. Каждая музейная экспозиция — это выставка – проект. Она включает в себя три основных этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом этапе определяется тема, цель и задачи, ключевые идеи будущей выставки. Создается сценарий будущей экспозиции.
На втором этапе организуется практическая работа:
— по сбору и созданию экспонатов выставки;
— по раскладке экспонатов и монтажу выставки;
— по обучению детей в “Школе экскурсоводов” к поведению экскурсий.
На третьем, заключительном этапе проводится открытие выставки.
Для детской интерактивной выставки, адресованной детям и семье, обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление активности и самостоятельности посетителя. Посетителями нашего музея являются дети и их родители. Они участвуют в создании выставок, получают возможность “работать” с предметом (трогать, исследовать, ставить опыты), выполняют различные задания (отвечают на вопросы, разгадывают ребусы, мини-кроссворды, загадки), делятся своими мыслями, воспоминаниями, занимаются творчеством (мастерят, рисуют, играют на музыкальных инструментах, готовят по старинным рецептам).
Игра и путешествие – два неизменных спутника детства. Именно они определяют основные формы занятий в “Школе экскурсоводов” и помогают детям овладеть ценными качествами, знаниями, умениями и навыками, такими как:
- свободное, непринужденное общение со сверстниками и взрослыми;
- умение грамотно и лаконично строить свою речь;
- усвоение этических норм поведения;
- обогащение знаниями в самых разных областях жизни.
Организуя интерактивные выставки, мы ориентируемся на создание особого пространства, ситуаций, для которых ключевым являются проявление активности и самостоятельности детей и их родителей, позиция “я сам”: действую, думаю, принимаю решения. Поэтому для каждой музейной экспозиции в нашем детском саду мы составляем путеводитель по выставке, который является главным помощником в осуществлении этой цели. Путеводитель содержит краткую информацию о каждом блоке экспозиции с конкретными заданиями, вопросами, является указателем последовательного осмотра выставки. Он оформляется в виде книжечки формата А-8. Это новый способ общения, связующее звено между посетителями и музеем. Работая со специальными путеводителями во время экскурсии в музее, ребенок и взрослый самостоятельно осваивают музейные коллекции, отвечая на вопросы и выполняя самые различные задания.
Благодаря путеводителю детский музей реализует себя не только в форме “витринных” экспозиций, но и способствует организации эффективного взаимодействия детей и родителей с экспозицией.
Страничка 1. “Дети, идите в свой музей!”
Так называлась музейная афиша, которая приглашала посетить первый в России музей Игрушки. Это было почти 100 лет тому назад, в далеком и суровом 1919 году.
Его создателем был Николай Дмитриевич Бартрам. Это был талантливый, энергичный организатор, энтузиаст своего дела. За юмор, доброту и отзывчивость его любили и взрослые, и дети. Они так и называли его “Дядя музей”, потому что в их представлении музей был неотделим от личности Николая Дмитриевича.
В нашем детском саду тоже открылся Музей игрушки. И как много-много лет назад мы говорим вам: “Дети, идите в наш музей!” (стенд-афиша).
Страничка 2. Из всемирной истории игрушек.
Знаете ли вы, когда и где впервые появились:
- куклы – неваляшки?______________________
- русские матрешки?_______________________
- детские площадки для игр?________________
- кубики с алфавитом?_____________________
Знаете ли Вы, кто и когда изобрел:
- говорящую куклу?________________________
- трехмерного бумажного змея?______________
- Микки-Мауса____________________________
- Винни-Пуха ____________________________
- Чебурашку?_____________________________
Обо всем этом и еще о многих других изобретениях в области игр и игрушек можно узнать из Всемирной истории игрушек. (Детям и родителям предлагается книга-самоделка “Из всемирной истории игрушек”).
Страничка 3. Игрушки наших бабушек и дедушек.
Каждая эпоха оставила свой след в истории не только в произведениях искусства, книгах. Игрушки тоже в разное время были разными.
В нашем музее собраны игрушки наших бабушек и дедушек.
Знаете ли вы, какие игрушки были у ваших бабушек и дедушек, когда они были маленькими?
В какие игры любили они играть?_________________________________
В какие из этих игр вы тоже умеете и любите играть?______________
(Стенд с игрушками и фотографиями 40–60-х годов)
Страничка 4. Игрушки наших родителей.
Кажется, совсем не так давно ходили в детский сад родители наших детей. У них тоже были свои игрушки.
В какие игры и игрушки играли сегодняшние мамы?__________________________
Назовите самую популярную игрушку (игру) Вашего детства:
У мальчиков_____________________________. У девочек ____________________________
Как Вы полагаете, это важно рассказывать своему ребенку о своих детских играх?_____
(Стенд с игрушками и фотографиями 70–80-х годов)
Страничка 5. Какие они, эти современные куклы?
У современных кукол все как в жизни:
Пупсы выглядят как настоящие младенцы. Они кушают, плачут, смеются, говорят.
У Барби и Кента есть дом, в нем все необходимое, а также машина, дети и животные.
Куклы Братц – похожи на Барби, только у них обычно огромные накрашенные глаза и губы и ультрамодная, разнообразная одежда.
Много кукол — трансформеров (человек-динозавр, человек-робот, человек-паук).
Появились куклы-манекены – им можно делать макияж, прическу.
Куклы-роботы — микрозвери, микробэби, микродансеры.
А самая современная кукла – робот называется“My Real Baby”. Ее даже можно научить разговаривать.
Какую из современных кукол Вы хотели бы купить своему малышу?____________
(Стенд с современными куклами и игрушками)
Страничка 6. Как выбрать игрушку.
Достоинствами игрушки сегодня являются:
- Простота и доступность.
- Увлекательность и привлекательность для ребенка.
- Возможность разнообразно действовать с ней.
- Поощряет ребенка к самостоятельности.
- Вызывает добрые, гуманные чувства.
- “Современность”, связь игрушки с окружающей общественной жизнью.
- Связь игрушки с культурными традициями своего народа.
- Технические качества игрушки, прочность и безопасность.
Назовите игрушку, которая на ваш взгляд соответствует всем перечисленным требованиям_________________ .
Страничка 7. Игрушка – друг ребенка.
Психологи считают, что кукла для ребенка — идеальный друг, тот, с кем можно говорить обо всем, кто всегда имеет время выслушать, не будет перебивать, поймет и никогда не осудит. У кукол, в отличие от взрослых, всегда есть время для ребенка.
У ребенка разные куклы имеют разные черты характера, которыми он сам их наделяет. Все это — проекции его собственной личности. Через кукол он как бы общается с разными сторонами самого себя.
Мальчики не играют в куклы, но у них, как правило, есть плюшевые игрушки, которые становятся такими же близкими друзьями и собеседниками. Детский писатель Виктор Драгунский замечательно описал эти взаимоотношения ребенка и игрушки в “Денискиных рассказах”: повзрослевший мальчик решает сделать из друга детства — плюшевого мишки — боксерскую грушу для тренировок и вдруг чувствует, что это невозможно, что мишка для него по-прежнему живой.
Расскажите об игрушке, ставшей Вашим другом.
(Альбомы с сочинениями родителей о своих любимых игрушках. Аудиозаписи рассказов детей о своих любимых игрушках.)
Страничка 8. Это Вам пригодится.
Презентация «Интерактивный музей в детском саду»
Елена Васильевна
Презентация «Интерактивный музей в детском саду»
МБДОУ №36 г. Чайковский
Интерактивный музей – экспозиция, где можно и нужно смотреть, трогать, думать.При его создании в образовательном пространстве педагог преследует цель: сделать тему более доступной для изучения.
Интерактивный – означает взаимодействовать, «inter» — взаимный,
«act» — действовать, взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалоге с кем – либо.
Интерактивность – основной методический приём в работе современного музея, когда он перестаёт быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
В этом учебном году творческая группа воспитателей (20 человек) создали интерактивный музей,в котором были выставлены 3 экспозиции: Музей осеннего листочка, Волшебница зима и музей Космоса.Каждая выставка имела свой символ: листочек, снежинка, звезда.
В нашем музее можно все: двигаться, любопытничать и трогать, нюхать, дуть и говорить, играть, искать и узнавать новое.
Первая наша экспозиция «Музей осеннего листочка»
Цель экспозиции: Создание условий для формирования у воспитанников знаний о растительном мире в осенний период, богатстве природы Пермского края, приобщение родителей к совместному творчеству с детьми.
Воспитатели каждой группы хорошо потрудились в создании интересных пособий, тренажеров, игр, сенсорных ящиков, ширм, классиков. Родители вместе с детьми приняли участие в творческой выставке по тематике экспозиции.
Работа в музее решала педагогические задачи по разностороннему развитию детей сразу в пяти областях и была рассчитана на разные возраста. Каждый воспитатель был для своей группы экскурсоводом.
Вторая экспозиция «Волшебница зима».Цель экспозиции:
Расширение, обобщение и систематизация знаний детей о зиме, как о природном явлении, создание условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников.
Задачи: 1. Закрепить с детьми сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
2. Создавать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
3. Обобщать речь, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации в музейном пространстве.
Третья экспозиция «Космос».Цель экспозиции: создание условий для совместной познавательной деятельности по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (космосе).
Задачи: 1. Углублять и систематизировать знания детей о Вселенной, о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях.
2. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
3. Развивать умение использовать экспонаты музея в изобразительной, речевой, игровой, театрализованной, музыкальной деятельности.
3. Воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство гордости за свою страну.
Вывод: мы считаем, что данная форма организации РППС в детском саду должна способствовать гармоничному развитию детей дошкольного возраста.
В своем творчестве мы неутомимы.Наши задумки на следующий год: экспозиция Боевая слава, крестьянская изба, мастерская ремесленника, история зонтика, как появился карандаш и т. д.
Интерактивный музей как эффективная форма организации работы с родителями (законными представителями) в дошкольной образовательной организации.
Управление по образованию и науке администрации г. Сочи. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка – детский сад N107 г. Сочи
Е. Н. Пантелиади, заведующий МДОУ центра развития ребенка-детского сада N107
В. В. Плюснина, заместитель заведующего по ВМР МДОУ центра развития ребенка-детского сада N107
Казаков Игорь Сергеевич, Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Сочинского государственного университета.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Паспорт инновационного образовательного проекта
- Пояснительная записка
2.1 Актуальность и исходное состояние проблемы
2.2 Новизна проекта
2.3 Цели и задачи проекта
2.4 Ожидаемые результаты
- Этапы реализации проекта
- Ресурсное обеспечение
- Перспективы развития проекта
1. Паспорт инновационного проекта
Название проекта
Интерактивный музей как эффективная форма организации работы с родителями (законными представителями) в дошкольной образовательной организации
Адресация проекта
Педагогические работники дошкольных образовательных организаций
Руководители проекта
Е. Н. Пантелиади, заведующий МДОУ центра развития ребенка-детского сада N107,
В. В. Плюснина, заместитель заведующего по ВМР МДОУ центра развития ребенка-детского сада N107
Участники проекта
Педагогические работники, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников МДОУ центра-развития ребенка-детского сада N107, социальные партнеры (МКУ ЦОКО, музей истории Адлера, общеобразовательные учреждения Адлерского района)
Цель проекта
Создание условий для развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка через активное вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью эффективного использования информационных и коммуникационных технологий
Задачи проекта
1. Разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды (виртуального музея), способствующей развитию дошкольников.
2. Разработать алгоритмы, методы и формы интерактивного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
3. Расширить знания родителей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей.
4. Повысить информационную компетентность педагогов с целью внедрения современных технологий для развития интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер ребенка-дошкольника.
5. Обогатить предметно-пространственную среду через создание электронной базы музейных экспозиций, дидактических и методических материалов по использованию виртуального музея в работе ДОУ.
Сроки реализации
сентябрь 2012 года — май 2015 года
Этапы проекта
1 этап (сентябрь 2012 г. – декабрь 2012 г.) — подготовительный — планирование тематики мини-музеев
2 этап (январь 2013 г. – март 2014 г.) — работа по созданию мини-музеев
3 этап (апрель 2014 г. – сентябрь 2014 г.) — подготовка контента сайта
4 этап (октябрь 2014 г. — май 2015 г.) – создание веб-сайта виртуального музея
5 этап (июнь 2015 г. – декабрь 2015 г.) — итоговый
Ожидаемые результаты
- создан веб-сайт-музей МДОУ центра развития ребенка – детского сада N107;
- созданы виртуальные коллекции, экскурсии, выставки, обзоры фондов музея ДОУ и экспонатов;
- обобщен опыт работы по включению родителей дошкольников в образовательный процесс через интерактивные формы;
- создана новая предметно-пространственная среда на основе широкого использования ИКТ-технологий.
2. Пояснительная записка
2.1. Актуальность и исходное состояние проблемы
2.1.1. Современные требования к системе образования в целом и, в частности, к дошкольному образованию, предполагают решение таких задач, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В этой связи, в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Современные подходы к работе с семьями дошкольников определены и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи».
В новом стандарте подчеркивается, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
2.1.2. Российские образование и культура существуют сегодня в быстроизменяющихся условиях: информационные технологии оказывают заметное влияние на социокультурные процессы нашей страны. Большинство современных родителей (законных представителей) и сами дошкольники достаточно уверенно используют различные электронные устройства в различных целях (образование, общение, игра и т.д.).
Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» приобретает всё большее значение в жизни человека, являясь важным фактором окружающей действительности и формирования личности. Нет никаких сомнений, что роль сети «Интернет» из года в год будет только усиливаться: так, количество пользователей сети «Интернет» в европейских странах уже сегодня составляет от 70 до 97 процентов. Увеличивается и её информационное разнообразие: по состоянию на 1 мая 2012 года, в сети «Интернет» работало 662 миллиона Веб-сайтов.
Одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» являются виртуальные музеи – новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям. Рейтинг посещаемости сайтов и страниц виртуальных музеев очень высок: они являются каналом распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре. Виртуальные музеи представляют собой фактор развития культуры: сайты традиционных музеев — далеко не единственная форма существования музеев онлайн. Работает множество виртуальных музеев, присутствующих только в сети «Интернет»: виртуальные музеи открывают частные лица (особенно массово этот процесс идёт в социальных сетях и блог-платформах), их создают организации, которые не являются музеями – образовательные учреждения, учреждения культуры и административные единицы. Ряд виртуальных музеев объединяет сразу несколько музейных коллекций, которые невозможно совместить в реальной жизни.
2.1.3. В течение 2012-2014 учебных годов педагогический коллектив МДОУ центра развития ребенка – детского сада N107 работал по теме: «Мини-музеи как одна из форм активного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ». В течение этого времени педагогические работники проводили разнообразную работу с детьми, направленную на воспитание основ музейной культуры:
- При активном участии педагогов, родителей и воспитанников созданы и функционируют 30 мини-музеев различной тематики, представленные в таблице: