Игровой час в детском саду
Организация и проведение игрового часа в детском саду
В последнее время в педагогической литературе много внимания уделяется детской игре. Рассматривая её с различных позиций, авторы говорят о непреходящем значении игры в жизни ребёнка-дошкольника.
Мы хотим поделиться своим опытом работы в этой области.
В 1997 году, проведя у себя в ДОУ глубокий анализ состояния игровой деятельности, мы пришли к выводу, что игра уходит из детского сада, становится способом переработки полученных на занятиях знаний. Основной причиной этого мы увидели то, что в режиме дня практически отсутствует время для самостоятельной игры. То есть, игровая деятельность предусматривается утром с 7.00 до 8.30, (основная масса детей приходит в детсад с 8.30 до 9.00) и вечером после ужина.
Как же быть? Мы решили посвятить игре время после завтрака. Таким образом, у нас в режиме дня появился игровой час. Конечно, это понятие условное. Длительность игрового часа составляет 35-60 минут в зависимости от возраста, желания детей. Это время полностью посвящено самостоятельным играм. Основная задача воспитателя – создать оптимальные условия для игровой деятельности.
Каковы цели игрового часа?
В старшем дошкольном возрасте возможны специфичные моменты при проведении игрового часа – ребёнок может отказаться от предложения поиграть как с взрослым, так и со сверстником. В таком случае воспитателю надо проявить тактичность, внимание и понимание, предложить ребёнку выбрать себе занятие по душе. Такая ситуация объяснима: у детей начинает меняться форма общения со сверстниками и с взрослыми.
Теперь необходимо определить позицию воспитателя во время проведения игрового часа. Мы исходим из того, что взрослый всегда должен помнить о праве ребёнка на свободу при выборе игры – это его мир. А “вторжение” в этот мир взрослого со своими воспитательными и обучающими задачами должно быть очень корректным и незаметным для играющих.
Воспитатель может помочь детям в выборе игры (сюжета).
Воспитатель активно наблюдает, фиксирует свои наблюдения, анализирует их, обучает необходимым умениям и навыкам, подключаясь к игре детей (проявляя собственную инициативу, или принимая приглашение играющих)
Переход к другим видам деятельности.
После завершения игрового часа целесообразно заняться организованными видами деятельности, в том числе и учебной.
Как правило, дети к концу отведённого времени уже сворачивают игру. Воспитатель может сообщить ненавязчиво каждой группе играющих, что времени для игры осталось немного. Можно использовать песочные или обычные часы. При интересном, захватывающем сюжете возможен перенос его на занятие или прогулку.
В адаптационный период есть смысл отказаться от занятий в пользу игрового часа. Это позволит детям мягче войти в коллектив, довериться взрослому, а взрослому увидеть ребёнка с иных позиций.
План развития сюжетно-ролевой игры
в средней группе детского сада «Автопарк»
Задачи:
Подготовительный этап
Изменение игровой среды
Кусты ролей
ГАРАЖ
- Экскурсия к проезжей части
- Целевые прогулки по улицам района, наблюдение за движением транспорта с целью закрепления ПДД, названий марок машин, их назначение
- Работа с плакатами серии «ПДД – малышам»
- Стихи, загадки о транспорте
- Дидактические игры «Виды транспорта», «Узнай по описанию», «Подбери гараж для машины»
- Совместное изгототовление атрибутов: «ключи» от машин, вывеска, шапочки таксистов
- Внесение оборудования: крупный конструктор, огнетушитель, телефон
Радиатор, фары, кабина, кузов, автомобильный транспорт, скорость, маршрут
Р– водитель
Р– диспетчер
P – начальник гаража
В – водитель 1
Р – водитель 2
Р – диспетчер
АЗС
- Целевая прогулка к АЗС
- Просмотр отрывков из х/ф «Королева бензоколонки» и т.п.
- Дидактические игры: «Найди символ вида транспорта», «Узнай машину», «Найди безопасный маршрут»
- Художественная литература: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», сборник «Едет, плавает, летает», «Три сигнала светофора»
- Работа с плакатами серии «ПДД – малышам»
- Работа с родителями – поездка на личном автотранспорте на АЗС
- Совместное изготовление атрибутов: «форма» работников АЗС, вывеска, чеки, талоны
- Внесение оборудования: бензоколонка, пульт оператора, огнетушитель, телефон
Автозаправочная станция, бензоколонка, кассир, автозаправщик, топливо, бензин
В – оператор АЗС
Р – водитель2
Р – автозаправщик
Р – оператор АЗС
В – водитель 1
Р – водитель2
Р – автозаправщик
Р – оператор АЗС
Р – водитель 1
Р – водитель2
В – автозаправщик
Р – оператор АЗС
Р – водитель 1
Р – водитель 2
Р – автозаправщик
АВТОРЕМОНТНАЯ МАСТЕРСКАЯ
- Экскурсия в шиномонтажную мастерскую
- Встреча с мастером-автослесарем
- Дидактические игры: «Собери автомобиль», «Узнай автомобиль по силуэту», «Кому что нужно для работы, «Диспетчер автопарка»
- Художественная литература: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?», сборник «Едет, плавает, летает»
- Совместное изготовление атрибутов: чертежи деталей, чертежи машин, «технические заготовки», журнал заявок, регистраций
- Внесение оборудования: игровой центр «мастерская», вывеска, диспетчерский пульт, машины, заместители
Автослесарь, ремонтные работы, оборудование, двигатель, запасные части, сервисные услуги
Р – автослесарь
Р – водитель
В – диспетчер
Р – водитель
Р – автослесарь
Р – водитель
Р – диспетчер
Р – водитель
Р – автослесарь
Р – водитель
МЕДИЦИНСКИЙ ПУНКТ
- Экскурсия в медицинский кабинет детского саде, беседа с врачом
- Экскурсия в поликлинику (доврачебный кабинет)
- Дидактические игры: «Подбери вывеску», «Угадай профессию по движению», «Кому что нужно для работы»
- Художественная литература: отрывок из произведения В. Маяковского «Кем быть?», С. Михалков «Прививка», Янис «Кукла заболела», Куприн отрывок из произведения «Слон», К.Чуковский «Доктор Айболит»
- Совместное изготовление атрибутов: бланки «допуск к работе», печати, медицинские карты
- Внесение оборудования: медицинский центр, вывеска
Медпункт, медосмотр, допуск к работе, состояние здоровья, самочуствие
Р – медсестра
Р – водитель
Р – диспетчер
Р – медсестра
В – водитель 1
Р – водитель 2
Р – диспетчер
Р – водитель
Р – медсестра
КАФЕ «У ДОРОГИ»
- кскурсия на кухню
- Работа с родителями: семейный выход в детское кафе
- Встреча с работником кафе, рассказ о работе бармена
- Дидактические игры: «Сервируем стол», «Кому что нужно для работы», «Скатерть-самобранка», «Угощение», «Готовим обед»
- Художественная литература: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», С. Михалков «А что у вас?»
- Совместное изготовление атрибутов: «выпечка», меню, салфетки для сервировки, вывеска
- Внесение оборудования: фартуки, наколки для официантов, центры «кухня», «кафе», касса
Меню, шеф-повар, официант, посетитель
Р – повар
Р – посетитель
В – официант
Р – повар
Р – посетитель 1
Р – посетитель 2
Игры и конкурсы для детского праздника
Фруктовое настроение
Ребята становятся в один большой круг, каждому из ребят завязывают глаза. Звучит весёлая песенка, ведущий вручает первому участнику любой фрукт и этот фрукт под музыку участники передают друг другу. Как только ведущий останавливает музыку, участник, на котором мелодия остановилась, держит фрукт и называет его. Если правильно назвал, остаётся в игре, если нет — выбывает. Далее включается снова музыка и ведущий вручает уже другой фрукт следующему участнику. Фрукт опять идёт по кругу участников, пока не остановится музыка. Все ребята, которые будут правильно отгадывать фрукты и останутся в игре до победного конца, получат призы.
Сладкая башня
Для этого конкурса понадобятся конфеты-драже. Перед участниками кулёк конфет. По команде «старт» каждый участник берёт из кулька по одной драже (на своё усмотрение) и строит башню, то есть старается одну конфетку аккуратно положить на другую. Кто за одну минуту сумеет построить самую высокую сладкую башню, тот и победит.
Кто разбирается в шахматах?
Каждый участник получает стопку картинок с изображением шахматных фигур. По команде «старт» ребята должны подписать каждую фигуру. Даже у маленького ребёнка есть маломальские представления о шахматах и о названиях фигур, ведь эту игру часто вспоминают и в мультфильмах, и в детских кино. Ребёнок, который быстрее остальных правильно подпишет все картинки с фигурами, и будет победителем.
Радуга, светофор, страна
Для этого конкурса нужно подготовить много полосок или квадратиков разных цветов, главное, чтобы среди этих цветов присутствовали цвета радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), цвета светофора (красный, жёлтый, зелёный) и цвета флага страны, в которой живут дети (например, красный, синий, белый). Дети получают задание: собрать из кучи цветов свою радугу, свой светофор и флаг своей страны. По команде «старт» дети приступают выполнять задание. Участники, которые быстрее остальных справятся с заданием и соберут радугу, светофор и флаг, станут победителями.
Собери пирата
Ну кто из детей не слышал про пиратов? В этом конкурсе ребята делятся на одинаковые команды примерно по 4-5 человек. Каждая команда получает по мешку с вещами, среди которых будут вещи пирата (крюк, деревянная колодка, треуголка, трубка, игрушечный попугай, карта сокровищ, пиратский флаг и так далее) и другие вещи (сумка, галстук, зеркальце, энциклопедия или любая книга и так далее). По команде «старт» каждая команда должна выбрать себе одного участника — пирата и присвоить ему все пиратские вещи из мешка. Команда, которая быстрее остальных разберётся с вещами и соорудит своего пирата, победит.
Герои добрых сказок
Для этого конкурса понадобятся небольшие картинки с героями добрых сказок, например, по три героя из каждой сказки: Буратино, Артемон и Мальвина из «Золотого ключика», Чиполлино, Вишенка и Помидор из «Чиполлино», Заяц, Волк и Колобок из «Колобка», Конёк-горбунок, Жар-птица и Иван из «Конька-горбунка» и так далее. Ребята делятся на команды с одинаковым количеством человек, примерно по 3-4 участника. Каждая команда получает по стопке карточек (картинок) одинакового состава, в которой все картинки перемешаны. По команде «старт» ребята должны расставить картинки по сказкам, то есть три картинки из одной сказки, ниже — три картинки из другой сказки и так, пока все сказки не будут собраны, а точнее картинки их героев. Команда, которая первая справится с заданием, победит.
Словарики
Ребята делятся на команды по 3-4 человека. Каждая команда получает пакет с одинаковым набором букв (вырезанные из бумаги или просто написанные на листиках). Количество букв зависит от возраста детей, чем старше, тем можно больше букв. По команде «старт» дети начинают составлять свои слова из букв. Команда, которая за 3-5 минут (время, опять таки-же зависит от возраста детей) составит больше слов, станет победителем.
Тик-так
Каждый участник получает коробочку конфет «Тик-так». По команде «старт» каждый участник должен быстро высыпать все драже из коробки, показать ведущему пустой коробок, после чего обратно сложить все конфетки. Участник, который справится с таким заданием быстрее остальных, станет победителем.
Танец с шариками
Каждому участнику на две ноги привязывают по шарику на ниточке. Ведущий включает весёлую песенку и все участники начинают танцевать. Все участники друг другу — соперники, которые должны на протяжении танца постараться лопнуть шарики на ногах друг у друга. Участники, у которых к концу песни шарики останутся целыми, станут победителями.
Юные бухгалтера
Ребята делятся на команды примерно по 3-4 человека. Каждая команда получает по одинаковому пакету мелочи (в одинаковом количестве). По команде «старт» команды должны: первое — распределить мелочь по номиналам, например, в одну стопку — монеты номиналом в 1 рубль, во вторую стопку — номиналом в 5 рублей и так далее, а второе — сосчитать всю сумму мелочи. Команда, которая первой справится и с тем, и с тем заданием, то есть распределит все монетки и назовёт верную сумму, станет победителем. А каждый участник команды-победителя получит приз, например, калькулятор.
Сценарий игровой программы для детей «Веселая метла»
Для организации досуга детей на школьных внеклассных мероприятиях и в летних оздоровительных центрах и лагерях отдыха очень пригодятся разнообразные развлекательные и игровые программы, ведь дети просто обожают играть. Особенно хорошо, если эти программы посвящены определенной теме – это более увлекательно и познавательно. Предлагаем новый сценарий игровой программы для детей «Веселая метла», написанный замечательным автором и опытным ведущих детских праздников А. Зайцевым.
Сценарий игровой программы «Веселая метла».
(Звучит музыка — — выходит ведущий в образе дворника, у него метла и ведро. Он метет, замечает зрителей.)
Дворник (ведущий): У меня к Вам есть вопрос: скручена, связана, на кол посажена, а по двору пляшет. Подумайте, что или кто это? Даю три варианта ответа: жертва маньяка, буйная балерина, метла. Правы те, кто подумали — метла. А вот Вы, мне кажется, громче всех подумали!
Аукцион «Родственники метлы»
Дворник (Обращается к одному из зрителей): Сможете назвать, предметы, которые являются «родственниками» метлы, так сказать — представителями «клана чистоты»?
(Игрок предлагает свои варианты. Например, веник, швабра, пылесос, лентяйка…Побеждает тот, кто вспомнит и назовет последний вариант или тот, кто назовет их больше всех.
Фоном звучит музыка — Дворник вручает приз победителю аукциона.)
Веселый конкурс «Дефиле на метле»
Дворник: Метла не только помощник в борьбе за чистоту, но и значимый предмет в русских народных сказках. В частности, одна из героинь этих сказок — Баба Яга активно пользовалась метлой в качестве средства передвижения.
(обращается к зрителям) Если Вам не трудно, вспомните, кто еще из литературных героев летал на метле?
(Ответы зрителей: Маргарита, Солоха, Гарри Поттер, сказочные ведьмы… Дворник приглашает участников викторины подойти к нему и продемонстрировать дефиле с метлой, фоном звучат музыкальные мелодии, для каждого выхода – своя.)
Эстафета «Командный полет»
Дворник: Открою Вам секрет: при изготовлении летающих метелок применяется определенная технология. Существуют метлы семейного класса, спортивные, гоночные, игрушечные и таксистские.
У семейных метелок на первом плане удобство и безопасность.
У спортивных — манёвренность и скорость.
У таксистских — наличие нескольких сидений. Именно этот тип метелок я вам и предлагаю оседлать и совершить эксклюзивный командный полет.
(Дворник делит игроков на две команды и устраивает между ними эстафету-соревнование.)
Дворник: Условия эстафеты просты. Первый участник соревнования садится верхом на метлу и совершает полет от меня до ведер и обратно. Затем к нему подсаживается второй игрок команды, вместе они двигаются по той же траектории. Потом присоединяется третий игрок. Экипаж, пришедший первым на финиш, становится победителем.
(Проходит эстафета, фоном звучит веселая музыка Награждение: победителям — бублики, проигравшим — сушки.
Дворник: Думаю, каждый из Вас сможет сказать мне: сколько частей у метлы?
Дворник: Итак, вместе мы выяснили, что метла состоит из трех частей: подметательная — пучок, держальная — черенок и крепление — бечевочка.
Эстафета — Чистофета
Дворник: Согласно поверьям, метлу нельзя держать дома, оставлять ее надо на улице, причем, черенком вниз, тогда, она помогает привлечению богатства. Так ли это самом деле — не знаю, но то, что иногда во время уборки двора нахожу денежки, это — точно. Предлагаю и вам испытать свою удачу. Устроим эстафету — чистофету. Кто находил монетки на улице? А кто бросал их на хорошую погоду?
(Реакция ребят. Набираются две команды по три человека. Командам вручаются по метле, совку и ведру.)
Дворник: С помощью этих незатейливых инструментов наведите порядок. Но сначала распределите их в своих командах.
(Дворник разбрасывает на игровой площадке бутафорские денежные купюры.)
Дворник: Прошу участников эстафеты — чистофеты распределиться по нашей территории: игроки с ведрами становятся на финишной черте, игроки с метлами на стартовой черте, а игроки с совками между ними — в центре площадки.
(Игроки занимают свои места.)
Дворник: Сейчас две минуты будет звучать музыка. За это время командам предлагается очистить территорию от рассыпанных купюр. Делать это нужно бригадным методом: первый участник заметает метлой купюру до совка второго игрока, который бежит к ведру, которое находится в руках третьего участника команды. Собирать нужно по одной купюре. Бригада, собравшая большее количество денег — получает премию. Начали!
(Проходит эстафета. Фоном звучит веселая музыка)
Дворник: Эстафета закончилась. Бригада юных дворников, победившая в эстафете — чистофете награждается призами!
(Проходит награждение. Фоном звучит туш или фанфары)
Дворник: Бригаде, занявшей второе призовое место, тоже будет вручена премия, если они с пяти раз определят на глазок, сколько собрали денег.
Дворник: Вот видите: и двор в порядок привели, и посоревновались.
До чего удивительное это слово «дворник». Сколько у него однокоренных слов: двор, дворик, задворки, дворянин, дворец, дворецкий, композитор Дворжак, дворняжка — «двор-терьер»…
А еще «дворники» бывают на автомобилях, за чистоту стекол отвечают.
Игра «Хоккей с метлой»
Дворник: А зимой моя метла превращается в спортивный инвентарь. Бывает, как ударишь ею по ледышке. Ну чем тебе не хоккейная клюшка?
(Обращается к одному из зрителей.) Играл когда-нибудь в хоккей? Ну-ка, встань, раздвинь пошире ноги, чтобы получились ворота.
(Дворник достает из кармана бумажный комок, и изображает игру в хоккей. Фоном звучит песня «Трус не играет в хоккей».)
— Теперь ты попробуй сделать то же самое.
(Дворник и игрок меняются ролями. Фоном звучит музыка)
Аукцион «Рифма»
Дворник: Вот она у меня какая метла — метелка, шустрая, как пчелка. О! Рифма! А вы сумеете подобрать рифму к слову «метелка»?
(Проходит аукцион «Рифма»: елка, кофемолка, полка, челка, ермолка, футболка…)
Игра «Превращение метлы»
Дворник: Я восхваляю сей предмет, в мире вещей ей равных нет!
Она работает, как пчелка, ее название … метелка! А еще мою метлу можно превратить в гитару. (Изображает игру на гитаре. Фоном звучит гитара) Попробуйте во что-нибудь еще превратить метлу.
(Проходит игра «Превращения метлы»: гитара, лопата, шест канатоходца, шест ниндзя, штанга, ружье, кий, удочка… Фоном для каждого выхода звучит соответствующая музыка.)
Конкурс «Самый ловкий»
Дворник: С помощью метлы можно узнать, кто самый ловкий в нашей компании. Прошу желающих встать в шеренгу и запомнить, как проверяется ловкость.
(Дворник ставить метелку вертикально, отпускает ее, прокручивается на месте на 360 градусов и ловит метлу.)
(Проходит игра, фоном звучит музыка.)
Конкурс «Самый гибкий»
Дворник: Те, кто не устал, может проверить свою гибкость. Но сначала нужно стать слева от меня в колонну, друг за другом.
(Дети выполняют задание. Ведущий держит метлу параллельно полу.)
Дворник: Попробуйте, прогибаясь назад, пройти друг за другом под палкой, которую я потихоньку буду опускать вниз.
(Проходит игра. Фоном звучит веселая мелодия)
Игра «Поймай метелку»
Дворник: В следующей игре могут участвовать все желающие. Она называется «Поймай метелку». Все встают в круг, рассчитываются по порядку номеров.
(Игроки выполняют задание.)
Дворник: Запомните свои номера! Я встану в центр круга и поставлю вертикально метлу. Назову номер, тот, чей этот номер — выбегает и ловит метлу. Если поймал — становится ведущим, если не поймал — скачет на метле по кругу и возвращается на свое место.
(Проходит игра, фоном звучат веселые мелодии)
Игра «Привидение»
Дворник: А теперь я предлагаю вам еще одну игру. Она называется «Привидение». Двадцать секунд будет звучать музыка, а вы за это время превращаетесь в приведения: исчезаете с этой площадки
и появляетесь на своих зрительских местах. Время пошло.
(Звучит музыка — ребята возвращаются на свои зрительские места.)
Дворник: Пора мне продолжать свою работу. Еще много дел во дворе. А вы не забываете у себя во дворах обязательно здороваться с дворниками. Все — пока!
(Звучит финальная мелодия, ведущий уходит.)